Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.07.2005 N А09-15704/04-12 Не подлежит налогообложению НДС реализация учреждениями культуры и искусства входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 июля 2005 г. Дело N А09-15704/04-12“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 4 по Брянской области на Решение от 25.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 14.04.2005 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-15704/04-12,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС РФ N 14 по Брянской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ N 4 по Брянской области) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с администрации Мылинского сельсовета Карачевского района Брянской области штрафа в сумме 652 руб.

Решением Арбитражного
суда Брянской области от 25.11.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2005 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление суда отменить как принятые в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 19.01.2004 администрация Мылинского сельсовета Карачевского района Брянской области представила в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2003 г., согласно которой НДС к уплате отсутствует.

Налогоплательщиком 11.03.2004 представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2003 г., согласно которой к уплате в бюджет подлежал налог в сумме 3263 руб., по результатам камеральной проверки которой налоговым органом принято Решение от 01.04.2004 N 44/730 о привлечении администрации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 652 руб., поскольку налог на добавленную стоимость в указанной сумме уплачен не был.

В связи с тем, что штраф администрацией в добровольном порядке не уплачен в срок, указанный в требовании от 06.04.2004 N 112, инспекция обратилась в суд с заявлением о его принудительном взыскании.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

При этом в силу ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения или вины лица в его совершении.

Диспозиция п. 1 ст. 122 НК РФ определяет состав налогового правонарушения
как неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий).

Таким образом, законодатель предусматривает привлечение налогоплательщика к ответственности, установленной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения последним обязанности по уплате налога.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях администрации состава налогового правонарушения.

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация учреждениями культуры и искусства входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

К учреждениям культуры и искусства в целях гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Таким образом, освобождение от НДС операций по реализации услуг в сфере культуры и искусства не связано с организационно-правовой формой, ведомственной принадлежностью, формой собственности соответствующих организаций и предоставляется как учреждениям культуры, являющимся самостоятельными юридическими лицами, так и организациям, имеющим в своем составе в качестве обособленных или структурных подразделений дома культуры, клубы, кинотеатры, дискотеки.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, у администрации Мылинского сельсовета Карачевского района находится на балансе Дом культуры,
которым производилась реализация входных билетов на посещение зрелищно-развлекательных мероприятий. Эти обстоятельства сторонами не оспариваются.

Исходя из вышеуказанной правовой нормы, суд сделал правильный вывод о том, что деятельность администрации по реализации входных билетов на дискотеку не подлежит налогообложению НДС.

Доказательств того, что форма реализуемых билетов не соответствует требованиям законодательства, налоговым органом не представлено.

Суд обоснованно отклонил довод инспекции о том, что налогоплательщик воспользовался правом, предусмотренным п. 2 ст. 56 НК РФ и отказался от использования льготы, указав, что неучет налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Кроме того, администрацией в ходе судебного разбирательства была представлена уточненная декларация по НДС за 4-й квартал 2003 г., согласно которой начисленный налог на добавленную стоимость в размере 3263 руб. заявлен в разделе “Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)“.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана правильная оценка.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 14.04.2005 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-15704/04-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.