Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 21.06.2005 N А09-9572/03-30-15 Земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации, полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 21 июня 2005 г. Дело N А09-9572/03-30-15“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Дятьковскому району Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 21.03.2005 по делу N А09-9572/03-30-15,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС России по г. Дятьково Брянской области (преобразована в Инспекцию ФНС России по Дятьковскому району Брянской области) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением (с учетом уточнений) о взыскании с государственного учреждения “Управление дорожного хозяйства Брянской области“ (далее - Учреждение) задолженности по уплате налогов и пени в сумме 351381,58
руб.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2003 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2004 решение суда оставлено без изменения.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.05.2004 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Брянской области.

При новом рассмотрении дела заявитель уточнил требования и просил взыскать 68849,62 руб. пени за несвоевременную уплату земельного налога.

Решением от 21.03.2005 Арбитражного суда Брянской области в удовлетворении заявленных требований инспекции отказано.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, Учреждение представило в инспекцию декларации по земельному налогу за 2002 год, согласно которым сумма подлежащая уплате в бюджет составила 294672 руб., однако в установленный законом срок сам налог налогоплательщиком уплачен не был. На сумму недоимки налоговым органом начислена пеня.

В ходе судебного разбирательства Учреждение уплатило недоимку по земельному налогу, в результате чего налоговый орган уточнил требования и просил взыскать пеню за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 68849,62 руб.

Отказывая в удовлетворении требований инспекции, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно Постановлению администрации Брянской области от 30.04.2002 N 166 ГУ “Управление дорожного хозяйства Брянской области“ создано путем слияния государственных предприятий - Дорожного эксплуатационного управления N 1 - N 11 и государственного предприятия “Проектно-сметное бюро дорожного хозяйства“, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 22.05.2002 N 6387.

В силу Постановления от 30.04.2002 и Устава Учреждение является правопреемником
вышеуказанных организаций, балансодержателем областных автомобильных дорог общего пользования, осуществляет содержание и выполняет функции единого заказчика по строительству, реконструкции, ремонту данных дорог, финансируемых за счет средств областного бюджета и иных средств.

Земельные участки, принадлежавшие Управлению автомобильных дорог администрации Брянской области на праве постоянного бессрочного владения общей площадью, переданы Учреждению, что подтверждается актом приема-передачи основных средств от 01.05.2002 и свидетельством о государственной регистрации права от 06.06.2002 серия 32-АА N 031117.

При этом изменения в регистрационные документы на земельные участки, с учетом изменений реквизитов организации, не вносились.

Как считает налоговый орган, Учреждение не входит в систему государственной власти и управления, и, следовательно, не вправе использовать льготу по уплате земельного налога.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“ использование земли в Российской Федерации является платным - ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Статьей 15 Закона предусмотрено, что основанием для установления налога и арендной платы на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.

При этом п. 14 ст. 12 этого же Закона установлено, что земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

Из содержания вышеуказанной нормы можно сделать вывод о том, что право на данную льготу могут иметь как сами органы государственной власти и управления, так и организации, которым указанные категории земель предоставлены с целью их обслуживания или поддержания необходимого состояния расположенных на них объектов за счет средств соответствующих бюджетов.

На основании п. 1.2, п. 1.3 Устава Управления дорожного хозяйства Брянской области Учреждение
является некоммерческой организацией, созданной в целях реализации областной государственной политики в сфере автомобильных дорог общего пользования и дорожной деятельности, имеет в оперативном управлении имущество, самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков. Согласно п. 2.1 Устава Учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения сохранности и пропускной способности существующей сети областных автомобильных дорог, повышения их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; поддержания областных автомобильных дорог в состоянии, обеспечивающем эффективную работу транспортных средств и безопасности движения.

Учитывая изложенное, во владении данной организации могут быть земельные участки, предоставленные как для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, так и для иной производственной деятельности.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, земельные участки, переданные Учреждению в Дятьковском районе Брянской области, - это земли под автодорогами общего пользования и используются в соответствии с целевым назначением.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Учреждение должно быть освобождено от уплаты земельного налога на земельные участки, занимаемые автодорогами общего пользования.

Довод инспекции в кассационной жалобе о прекращении производства по делу несостоятелен, так как налоговый орган не указал оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 150 АПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21.03.2005 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9572/03-30-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.