Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 30.05.2005 N А08-15686/04-21 Пеня по единому социальному налогу должна начисляться по итогам отчетных периодов, то есть по итогам квартала, полугодия и 9 месяцев.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 30 мая 2005 г. Дело N А08-15686/04-21“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “РИФ-Инвест-Рассвет“ на Решение от 07.02.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-15686/04-21,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “РИФ-Инвест-Рассвет“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции Министерства налоговой службы N 7 по Белгородской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 08.10.2003 N 584 в части начисления пени за несвоевременную уплату единого социального налога в размере 27367,27 руб.

Решением
Арбитражного суда Белгородской области от 07.02.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе общество просит отменить названный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных обществом расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2003 года. По результатам проверки налоговым органом принято Решение от 08.10.2003 N 584, которым предложено ОАО “РИФ-Инвест-Рассвет“ уплатить сумму единого социального налога - 288756,67 руб., а также пеню за несвоевременную уплату налога в размере 27367,27 руб.

Во исполнение указанного решения налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога и пени. Полагая, что решение налоговой инспекции о начислении пени нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов,
предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Кроме того, необходимо учитывать норму, закрепленную в пункте 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, согласно которой сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из приведенных положений Кодекса следует, что абзац 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок расчета суммы единого социального налога для добросовестных налогоплательщиков, уплачивающих своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый социальный налог, с учетом одновременного наступления срока уплаты данных платежей - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом законодателем конкретизировано применение вычета по единому социальному налогу как по размеру, так и по сроку - “на сумму страховых взносов, начисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации за тот же период“.

В силу статей 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных
финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Согласно пункту 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

В статье 240 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2002) определено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В пункте 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, взыскиваются с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж
исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 названного Кодекса.

Таким образом, суд правомерно указал, что пеня по единому социальному налогу должна начисляться по итогам отчетных периодов, то есть по итогам квартала, полугодия и 9 месяцев.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.02.2005 по делу N А08-15686/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “РИФ-Инвест-Рассвет“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.