Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 03.05.2005 N А08-6048/01-9 Организации утрачивают право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 3 мая 2005 г. Дело N А08-6048/01-9“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду на Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.09.2004 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 13.01.2005 по делу N А08-6048/01-9,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС РФ по г. Белгороду (в настоящее время - Инспекция ФНС РФ по г. Белгороду) обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с Государственного предприятия “Юго-Восточная железная дорога“ Министерства путей сообщения РФ (в настоящее время - открытое акционерное общество “Российские железные дороги“)
418548 руб. налоговых санкций.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление суда отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Белгороду проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства государственным унитарным предприятием Белгородским отделением “Юго-Восточная железная дорога“ Министерства путей сообщения РФ, по результатам которой составлен акт от 06.07.2001 и принято Решение от 03.09.2001 о доначислении налогов, пени и применении налоговых санкций.

В связи с неуплатой предприятием штрафов в размере 418548 руб., инспекция обратилась с требованием об их принудительном взыскании в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, 25.01.2002 Инспекцией МНС РФ по г. Белгороду принято Решение N 157 о предоставлении предприятию права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам на общую сумму 37339898 руб. по федеральным, областным и местным налогам. На него возложена обязанность осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком) по налогам и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам, а также уплачивать начисленные проценты в размере 5,5 процента годовых, ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца.

Спорная сумма штрафа в размере 418548 руб. включена налоговым органом в состав реструктуризированной задолженности.

Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц
по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (с последующими изменениями и дополнениями), установлены условия и сроки проведения реструктуризации задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.

Согласно Порядку данная задолженность погашается юридическими лицами поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным графиком. Организации утрачивают право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при уплате платежей, установленных графиком (п. 7). При возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 7 Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и в этом случае принимает меры к взысканию задолженности.

Сведений о том, что налогоплательщиком нарушены условия реструктуризации и инспекцией принято решение о прекращении ее действия, материалы дела не содержат, в кассационной жалобе налоговый орган об этом не указывает.

Доводы инспекции о невозможности взыскания санкций в случае нарушения плательщиком графика реструктуризации задолженности, поскольку срок давности, предусмотренный ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации, истекает, не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящий момент эти обстоятельства не существуют, а в соответствии с особым порядком по погашению задолженностей, пеней и штрафов в сфере налоговых правоотношений, установленным Правительством Российской Федерации, налоговые санкции
предприятие уплачивает в добровольном порядке, поэтому оснований для их принудительного взыскания не имеется.

Кроме того, принудительное взыскание налоговых санкций может повлечь ущемление прав налогоплательщика по полному или частичному списанию долга по штрафам, предусмотренного п. 5 Порядка.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30.09.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 13.01.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-6048/01-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.