Постановление ФАС Центрального округа от 15.04.2005 N А09-14850/04-31 Реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 15 апреля 2005 г. Дело N А09-14850/04-31“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу МИФНС РФ N 5 по Брянской области на Решение от 05.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.02.2005 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-14850/04-31,
УСТАНОВИЛ:
ООО “Мега-II“ обратилось с заявлением о признании недействительным Решения МИМНС РФ N 5 по Брянской области (впоследствии преобразована в МИФНС РФ N 5 по Брянской области) N 1040 от 13.09.2004.
Решением от 05.11.2004 Арбитражного суда Брянской области заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2005 Арбитражного суда Брянской области решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении заявленного требования отказать.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО “Мега-II“ налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2004 года, а также документов, подтверждающих правомерность применения льготы по НДС в связи с оказанием безвозмездной технической помощи (содействия) Российской Федерации.
По результатам проверки 13.09.2004 налоговой инспекцией вынесено Решение N 1040 о привлечении ООО “Мега-II“ к налоговой ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа на сумму 6991 руб. Кроме того, указанным решением ООО “Мега-II“ доначислен НДС в сумме 34954 руб.
Основанием для принятия налоговым органом указанного решения явилось то, что необоснованно заявлена льгота по НДС, установленная пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку отсутствуют контракты общества с донором или получателем технической помощи.
В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
- контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;
- удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
- выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).
В рамках российско-американской программы относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия был заключен контракт между ЗАО “Асконд“ и корпорацией “Вашингтон Груп Интернешнл“ (США) N 25040Т0004-BRY-2038 от 18.04.2003 “Ликвидация железнодорожных мобильных пусковых установок (ЖМПУ) и передача стратегически непригодных к эксплуатации вагонов, связанных с пуском на территории Брянской базы ликвидации (ББЛ). Россия“, где ЗАО “Асконд“ выполняло функции получателя безвозмездной технической помощи. Указанное обстоятельство подтверждено письмом Российского авиационно-космического агентства от 12.02.2004 N 294/159.
Функции получателя безвозмездной помощи ЗАО “Асконд“, как указывает Российское авиационно-космическое агентство, заключались в организации работ и услуг, платежей за оказанные услуги, связанные с выполнением работ в рамках безвозмездной помощи.
Во исполнение своих обязанностей по выполнению этих работ ЗАО “Асконд“ заключило с ООО “Мега-II“ договоры на техническое обслуживание приборов автоматики и грузоподъемных механизмов на ФГУП “85 ремонтный завод“.
Указанные работы согласно удостоверению N 2162, выданному Комиссией по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации, и приложений к нему признаются безвозмездной технической помощью. Донором безвозмездной помощи (содействия) является Министерство обороны США в лице корпорации “Вашингтон Груп Интернешнл“ (США), получателем безвозмездной помощи (содействия) - Российское авиационно-космическое агентство.
Из представленного пояснения Российского авиационно-космического агентства от 12.02.2004 ЗАО “Асконд“ имеет полномочия выполнять функции получателя безвозмездной технической помощи, вступать с третьими организациями в контрактные отношения на выполнение работ и услуг, производить платежи и иные действия, связанные с выполнением указанных контрактов, в т.ч. N 25040Т0004-BRY-2038 от 18.04.2003 между ЗАО “Асконд“ и корпорацией “Вашингтон Груп Интернешнл“ (США), и пользоваться в полном объеме установленными законодательством Российской Федерации льготами в соответствии с удостоверениями, в т.ч. N 2162, о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью и приложениями к ним с дополнениями.
Таким образом, ЗАО “Асконд“ фактически выполняло функции получателя безвозмездной помощи, а следовательно, ООО “Мега-II“ обоснованно воспользовалось льготой по НДС как субподрядчика организации. Обоснованность применения льготы при указанных обстоятельствах подтверждено Письмом МНС РФ N 23-3-09/5-739 от 02.03.2004 “О применении соглашения между Российской Федерацией и США от 17.06.92“.
Кроме того, как правильно указал суд, Межгосударственное соглашение по уменьшению угрозы предусматривает реализацию целого комплекса мер производственно-технического характера, которые должна произвести российская сторона для достижения определенных соглашением целей. Исполнение обязательств по данному соглашению невозможно силами прямого получателя технической помощи (содействия) - Российского авиационно-космического агентства либо уполномоченным им ЗАО “Асконд“. По этой причине и было предусмотрено привлечение к исполнению обязательств ряда сторонних организаций с определением для каждой из них конкретного объема работ.
Такие организации являются конечными получателями технической помощи в рамках соглашения и должны рассматриваться как лица, имеющие право на освобождение от уплаты НДС в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.02.2005 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-14850/04-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.