Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 07.04.2005 N А09-17548/04-12 Не облагаются какими-либо налогами товары, приобретаемые в Российской Федерации в рамках оказания безвозмездной помощи Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 7 апреля 2005 г. Дело N А09-17548/04-12“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Володарскому району г. Брянска на Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 07.02.2004 по делу N А09-17548/04-12,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Инспекции МНС России по Володарскому району г. Брянска (в
настоящее время - Инспекция ФНС России по Володарскому району г. Брянска) от 01.10.2004 N 247 и требования об уплате налога от 07.10.2004 N 3656.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2004 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.02.2004 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление суда отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя предприятия, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ представило в Инспекцию МНС России по Володарскому району г. Брянска налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2004 г., в которой отразило стоимость реализованных работ, выполненных в рамках оказания безвозмездной помощи Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи Российской Федерации“ на сумму 906870 руб., а также документы, подтверждающие право на освобождение от налогообложения согласно пп. 19 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

По результатам камеральной проверки инспекция приняла Решение от 01.10.2004 N 247 об отказе в привлечении предприятия к налоговой ответственности, доначислив налогоплательщику налог на добавленную стоимость за июнь 2004 г. в сумме 161627 руб.

По мнению налогового органа, ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ не заключены контракты ни с донором безвозмездной помощи (содействия), ни с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнения
работ, оказания услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.

07.10.2004 налоговый орган направил плательщику требование N 3656 об уплате спорной суммы налога.

Не согласившись с решением и требованием Инспекции, ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ обратилось с заявлением в суд.

Разрешая спор, суд обоснованно руководствовался ст. ст. X, XI Соглашения от 17.06.92 между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия, и Протоколом к настоящему Соглашению от 15 и 16.06.99, которыми определено, что Соединенные Штаты Америки, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков не обязаны платить каких-либо налогов или аналогичных сборов Российской Федерации или любых ее органов в отношении деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Соглашением. Соединенные Штаты Америки, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков могут ввозить или вывозить из Российской Федерации любое оборудование, принадлежности, материалы или услуги, необходимые для осуществления настоящего Соглашения. На такие ввозимые или вывозимые товары или услуги не распространяются какие-либо лицензии, прочие ограничения, таможенные пошлины, сборы, налоги или какие-либо другие сборы, и они не подвергаются досмотру со стороны Российской Федерации или каких-либо ее органов.

В случае заключения одной из сторон контрактов на приобретение товаров и услуг, включая строительство, для осуществления настоящего Соглашения таковые заключаются в соответствии с законами и правилами этой стороны. Товары и услуги, приобретаемые в Российской Федерации Соединенными Штатами Америки или от их имени при осуществлении настоящего Соглашения, не облагаются Российской Федерацией или ее органами какими-либо налогами, таможенными пошлинами, сборами или аналогичными сборами.

В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (в
редакции, действовавшей в спорный период) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“ при представлении в налоговые органы следующих документов:

контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;

удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в рамках российско-американской Программы совместного уменьшения угрозы и Программы относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия был заключен сервисный договор между ЗАО “Асконд“ и корпорацией “Вашингтон Груп Интернешнл“ (США), по условиям которого ЗАО “Асконд“ выполняло функции получателя безвозмездной технической помощи.

На основании данного договора ЗАО “Асконд“ и ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ заключили договор на ликвидацию железнодорожных мобильных пусковых установок (ЖМПУ), приведению вагонов, связанных с пуском, в состояние
непригодности к стратегическому применению, содержание и обслуживание объектов Брянской базы ликвидации (ББЛ).

Факты выполнения данных работ, использование денежных средств, полученных предприятием по их целевому назначению, подтверждаются материалами дела и не опровергнуты Инспекцией.

Из имеющейся в материалах дела копии удостоверения N 2162, выданного Комиссией по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации, следует, что эти работы являются технической помощью (содействием), получателем которой является Российское авиационно-космическое агентство для участников проекта согласно приложению, донором безвозмездной помощи (содействия) является Министерство обороны США через корпорацию “Вашингтон Груп Интернешнл“ (США). Согласно приложению одним из участников проекта является ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“.

Российским авиационно-космическим агентством (письмо от 12.02.2004) подтверждено, что ЗАО “Асконд“ имеет полномочия выполнять функции получателя безвозмездной технической помощи, вступать с третьими организациями в контрактные отношения на выполнение работ и услуг, производить платежи и иные действия, связанные с выполнением указанных контрактов между ЗАО “Асконд“ и корпорацией “Вашингтон Груп Интернешнл“ (США), и пользоваться в полном объеме установленными законодательством Российской Федерации льготами в соответствии с удостоверениями, в том числе N 2162, о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью и приложениями к ним с дополнениями.

Суд правильно отклонил доводы налогового органа о том, что Российское авиационно-космическое агентство не вправе передавать полномочия на получение безвозмездной международной помощи, указав, что гражданское законодательство Российской Федерации не содержит в себе запрета на заключение договоров субподряда при выполнении подрядных работ для государственных нужд, в том числе и в целях реализации международных соглашений, а выполнение работ в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации на основании договоров субподряда не меняет характера выполненных работ,
а также целевого назначения денежных средств, полученных субподрядчиком в оплату выполненных работ.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств, анализируя представленные сторонами в подтверждение своих позиций доказательства, суд сделал правомерный вывод о том, что ЗАО “Асконд“ выполняет функции получателя безвозмездной помощи (содействия), с которым заявитель имеет договор, и обоснованно отклонил доводы инспекции об отсутствии у предприятия права на льготу, предусмотренную пп. 19 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций, и им дана правильная оценка, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 07.02.2004 по делу N А09-17548/04-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.