Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 28.02.2005 N А54-3529/04-С21 При нарушении срока возврата на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 28 февраля 2005 г. Дело N А54-3529/04-С21“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 3 по г. Рязани на Решение от 17.11.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-3529/04-С21,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Эковент-Проф“ (далее - ООО “Эковент-Проф“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ N 3 по г. Рязани о признании незаконным бездействия налогового органа, об обязании возвратить сумму излишне уплаченного сбора на нужды образовательных учреждений в сумме 10106 руб. 35 коп., а также
уплатить проценты за просрочку исполнения обязанности по возврату излишне уплаченного сбора в сумме 350 руб. 35 коп. Заявитель также просит возместить понесенные судебные расходы: госпошлину и судебные издержки за оказание юридической помощи в размере 5706 руб. 03 коп.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.11.2004 требования Общества удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по г. Рязани просит решение суда отменить, как принятое в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя Общества, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в связи с вступлением в силу с 01.01.2004 Закона Рязанской области от 26.11.2003 N 82-ОЗ “О признании утратившим силу законов Рязанской области о сборе на нужды образовательных учреждений“ указанный сбор на территории Рязанской области отменен.

Однако в связи с технической ошибкой ООО “Эковент-Проф“ произвело уплату в бюджет данного сбора за январь 2004 года в сумме 10698 руб. 63 коп. по платежному поручению от 09.02.2004 N 1872.

Общество обратилось в Инспекцию МНС РФ N 3 по г. Рязани с заявлением от 08.07.2004 с просьбой вернуть сумму излишне уплаченного сбора в указанной сумме на расчетный счет.

По результатам составления акта выверки, расчеты предприятием были уточнены, и фактическая сумма переплаты сбора составила 10106 руб. 35 коп.

Письмом от 28.07.2004, полученным Обществом 04.08.2004, налоговый орган предложил плательщику провести совместную выверку расчетов по налогам и пени для урегулирования задолженности.

ООО “Эковент-Проф“ 06.08.2004 и 17.08.2004 повторно направляло заявления о возврате переплаты.

Поскольку указанная сумма сбора до настоящего момента плательщику не возвращена,
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Разрешая спор по существу, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований.

Согласно положениям ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения
срока возврата.

Из анализа указанных правовых норм следует, что для возврата сумм излишне уплаченного налога (сбора) необходимо наличие факта переплаты и волеизъявления налогоплательщика, причем в случае наличия у плательщика недоимки (задолженности) возврат возможен только после зачета сумм в счет ее погашения. При этом налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет, поскольку законодателем конкретно оговаривается возможность при возврате суммы излишне уплаченного налога плательщику, в случае наличия у него недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат излишне уплаченной суммы производить только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Судом установлено, что в результате перечисления в областной бюджет сбора на нужды образовательных учреждений по платежному поручению N 1872 от 09.02.2004 в сумме 10698 руб. 63 коп. у налогоплательщика образовалась переплата по налогам (сборам) в размере 10106 руб. 35 коп. При этом на дату обращения предприятия с заявлением о возврате излишне уплаченного сбора переплата по налогам и сборам в областной бюджет составляла больший размер, нежели имеющаяся задолженность по пени.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что заявленные плательщиком требования правомерны, является законным и обоснованным.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения суда, также не установлено.

В силу указанного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.11.2004 Арбитражного суда
Рязанской области по делу N А54-3529/04-С21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 3 по г. Рязани - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.