Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.11.2005 N А55-5285/2005-22 Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 ноября 2005 года Дело N А55-5285/2005-22“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары, г. Самара,

на решение от 08.07.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-5285/2005-22

по заявлению Открытого акционерного общества “Самарский завод электромонтажных изделий“, г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары о признании незаконным бездействия налогового органа,

третье лицо - Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Самары,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Самарский завод
электромонтажных изделий“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе в возврате или зачете ошибочно перечисленной суммы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленной на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 162100 руб., и обязании налогового органа возвратить указанную сумму излишне уплаченного страхового взноса.

Решением от 08.07.2005 арбитражный суд заявленные требования удовлетворил.

В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.

В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары просит принятое по делу решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, то зачет либо возврат переплаты страховых взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам не может быть произведен налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает жалобу Налоговой инспекции необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Из обстоятельств дела усматривается, что ОАО “Самарский завод электромонтажных изделий“ при уплате за декабрь 2004 г. авансового платежа по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, ошибочно указал в поле для КБК платежного поручения N 497 от 19.01.2005 на сумму 162100 руб. КБК страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, плательщиком которых Общество не является.

Письмом от 17.02.2005 за исх. N 01-86/298 Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары отказала налогоплательщику в возврате или зачете уплаченных страховых
взносов, указав, что нормы действующего налогового и пенсионного законодательства не предусматривают порядок возврата или зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем Обществу необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда.

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Самары письмом от 17.02.2005 за исх. N 201-03 сообщило налоговому органу об ошибочности уплаты Обществом страховых взносов и о своем согласии на зачет или возврат указанной суммы налогоплательщику.

В связи с отказом государственных органов возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов ОАО “Самарский завод электромонтажных изделий“ обратилось с заявлением о возврате в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Самарской области руководствовался ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и исходил из того, что обязанность по проведению зачетов или возвратов излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лежит на налоговом органе, так как на органы Пенсионного фонда Российской Федерации не возложены функции контроля за уплатой данных страховых взносов.

Данные выводы арбитражного суда судебная коллегия находит обоснованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Пунктом 1 ст. 25 Федерального закона установлено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке,
определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Довод Налоговой инспекции о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, поэтому возврат переплаты страховых взносов не может быть произведен налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ, является несостоятельным, так как Федеральным законом об обязательном пенсионном страховании не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Пунктом 13 ст. 78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в ст. 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары возвратить ОАО “Самарский завод электромонтажных изделий“ излишне уплаченную сумму страховых взносов.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.07.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-5285/2005-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.