Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.10.2005 N А72-1253/05-4/69, N А72-2225/05-6/179 Арбитражный суд признал незаконными требования об уплате налогов, выставленные в связи с отменой права на реструктуризацию задолженности, поскольку оспариваемая задолженность не является текущей, с даты введения наблюдения требования о ее уплате могут быть предъявлены только с соблюдением установленного законом о банкротстве порядка предъявления требований.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 октября 2005 года Дело N А72-1253/05-4/69 N А72-2225/05-6/179“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск,

на решение от 29 апреля 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 30 июня 2005 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1253/05-4/69-А72-2225/05-5/179

по заявлению Открытого акционерного общества “Волжские моторы“, г. Ульяновск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании
недействительными ненормативных актов налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Волжские моторы“, г. Ульяновск, (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - Налоговая инспекция) об уплате налога, пени и налоговых санкций N 21245 от 08.02.2005, N 21246 от 08.02.2005, N 21247 от 08.02.2005, N 21248 от 08.02.2005, N 21249 от 08.02.2005, N 287 от 10.02.2005, N 279 от 08.02.2005, N 281 от 08.02.2005, N 277 от 08.02.2005 на общую сумму 189684715 руб. 62 коп., а также требования N 325 от 14.02.2005 на сумму 124935849 руб. 90 коп.

Решением от 29.04.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.2005 Арбитражного суда Ульяновской области, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы считает ошибочными выводы судебных инстанций о том, что оспариваемая задолженность не относится к текущим платежам и уплата заявителем указанных сумм возможна только в порядке Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. Срок исполнения обязательных платежей наступил после того, как решениями налогового органа было отменено право Общества на реструктуризацию, в связи с чем они должны быть взысканы как текущие платежи.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение и Постановление арбитражного суда без изменения, считая их законными, а кассационную жалобу - необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв
до 10 час. 00 мин. 18 октября 2005 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, решениями налогового органа от 18.10.2001 N 18, от 26.10.2001 N 18Д, от 28.12.2001 N 131, от 11.06.2003 N 18изм, от 11.12.2001 N 23, от 30.12.2001 N 23Д, от 28.12.2001 N 30 заявителю было предоставлено право на реструктуризацию по налогам (сборам), взносам в государственные внебюджетные фонды, пеням, штрафам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (в редакции Постановления от 23.05.2001), Постановлением Главы администрации Ульяновской области от 07.08.2001 N 116, Постановления Мэра г. Ульяновска от 31.08.2001 N 1388.

В связи с невыполнением графиков реструктуризации налоговый орган решениями от 31.01.2005 N 15, от 31.01.2005 N 31 отменил предоставленное заявителю право на реструктуризацию и оспариваемыми требованиями предложил Обществу произвести уплату сумм налогов, пени и штрафов в соответствии с названными решениями.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2004 по делу N А72-11433/04-21/47-Б в отношении заявителя была введена процедура наблюдения.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что задолженность Общества по налогам (сборам), платежам во внебюджетные фонды, пеням и штрафам может быть погашена только в рамках процедуры банкротства.

Данный вывод судебная коллегия считает правильным.

Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ с даты вынесения арбитражным судом определения введения наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату
введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного данным федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.

Довод налогового органа о том, что задолженность Общества, в силу ст. 5 Закона N 127-ФЗ, относится к текущим платежам и, следовательно, подлежит взысканию в обычном порядке, правомерно не приняты судебными инстанциями.

Задолженность Общества, в силу ст. 2 Закона N 127-ФЗ, относится к обязательным платежам, срок исполнения которых возник до введения процедуры банкротства, так как возникновение обязательства по уплате налогов и сборов связано с выставлением налоговым органом первоначального требования об уплате налога (сбора), имевшим место до вынесения решений о реструктуризации.

Выставление налоговым органом в период процедуры наблюдения требований в порядке, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, означает начало процедуры бесспорного взыскания налоговым органом задолженности, что делает возможным внеочередное удовлетворение требований налогового органа по обязательным платежам в нарушение прав других кредиторов.

Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29 апреля 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 30 июня 2005 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1253/05-4/69-А72-2225/05-6/179 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.