Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.10.2005 N А55-3099/05-6 В случае когда у водопользователя лицензия находится в стадии оформления, ему в соответствии с действующими нормативными актами разрешается продолжать эту деятельность до выдачи лицензии согласно графику, установленному соответствующим органом лицензирования, при этом к водопользователям, включенным в утвержденный график получения лицензии на водопользование, пятикратные ставки платы за безлицензионное водопользование не применяются.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 октября 2005 года Дело N А55-3099/05-6“

(извлечение)

Закрытое акционерное общество “Самарская управляющая теплоэнергетическая компания“ (далее - Общество, ЗАО “СУТЭК“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Куйбышевскому району г. Самары (далее - Налоговая инспекция) от 08.02.2005 N 12-14/707 о привлечении к налоговой ответственности и доначислении платы за пользование водными объектами за ноябрь 2004 г.

Решением от 30.05.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда Самарской области, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной
жалобе Налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение.

По мнению заявителя жалобы, в спорном периоде предприятие осуществляло водопользование без соответствующей лицензии, в связи с чем оно обязано было вносить плату за пользование водными объектами в повышенном размере.

В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить ее без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, налоговым органом 08.02.2005 принято решение N 12-14/707 о привлечении ЗАО “СУТЭК“ к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в ноябре 2004 г. по плате за пользование водными объектами и наложении штрафных санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 19338 руб.

Указанным решением Обществу также предложено уплатить плату за пользование водными объектами в сумме 96688 руб. - с учетом пятикратного увеличения в связи с превышением лимита забора воды, установленного в лицензии на 2004 г.

Основанием для привлечения к налоговой ответственности послужили материалы камеральной проверки представленной заявителем налоговой декларации за ноябрь 2004 г. по плате за пользование водными. Проверкой установлено превышение лимита забора воды на 297,187 тыс. куб. м над лимитом, установленным лицензией на водопользование N 00882ВЭ от 18.12.2003 со сроком действия до 18.12.2023.

По мнению налогового органа, сумма налога за ноябрь 2004 г. занижена предприятием на 96688 руб., так как пользование сверх лимита приравнивается к пользованию водными объектами без лицензии.

Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Судебные инстанции
сделали правильные выводы об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности и доначислении ему платы за воду.

В силу п. 6 ст. 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71 ФЗ “О плате за пользование водными объектами“ при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

В соответствии с п. 46 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383, до оформления лицензии на водопользование в соответствии с требованиями Правил гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензии в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования.

Из приведенных нормативных положений следует, что водопользователям предоставлено специальное разрешение на осуществление соответствующей деятельности в период оформления новой лицензии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с изменением лимита водопотребления, вызванного производственными целями, сложившимся по фактическому забору воды населением за спорный период, Общество 01.03.2004 обратилось в ООО ЦП “Геоводсервис“ с письмом N 115 о подготовке расчета водопользования для увеличения лимитов забора воды.

Расчет был подготовлен и утвержден уполномоченным органом - Главным управлением природных ресурсов по Самарской области - 30.03.2004 с пометкой “водопотребление без лицензии“. Такой расчет судебными инстанциями правомерно расценен как разрешение на водопользование в повышенном объеме до получения лицензии.

В связи с увеличением объема пользования в октябре - ноябре
месяце предприятие 04.11.2004 направило в соответствующий орган заявку на оформление новой лицензии, которая была им получена лишь 03.03.2005.

При таких обстоятельствах в период оформления соответствующей лицензии заявитель пользовался водными объектами на основании нормативно закрепленного разрешения, в связи с чем у него отсутствовала обязанность вносить плату по повышенным ставкам.

Кроме того, правовая позиция Инспекции противоречит Методическим рекомендациям по проверке организаций и предпринимателей по вопросу правильности исчисления и внесения в бюджет платежей за пользование водными объектами, содержащимся в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168@. Как указано в названном письме, в случае, когда у водопользователя лицензия находится в стадии оформления, то ему в соответствии с действующими нормативными актами разрешается продолжать эту деятельность до выдачи лицензии согласно графику, установленному соответствующим органом лицензирования. При этом к водопользователям, включенным в утвержденный график получения лицензии на водопользование, пятикратные ставки платы за безлицензионное водопользование не применяются.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30 мая 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 1 августа 2005 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-3099/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.