Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2005 N А57-3435/05-22 Налоговое законодательство не предусматривает начисления пеней за неуплату налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 июля 2005 года Дело N А57-3435/05-22“

(извлечение)

Закрытое акционерное общество “АП Саратовский завод резервуарных металлоконструкций“ обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова N 917 от 30.12.2004 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 80168,76 руб., начисления единого социального налога за 2001 г. в сумме 400843,81 руб., пени в сумме 486072,64 руб.

Решением арбитражного суда от 26.04.2005 заявление удовлетворено.

В
кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова просит решение суда в части признания необоснованным начисления пени по ежемесячным авансовым платежам отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Закрытого акционерного общества “АП Саратовский завод резервуарных металлоконструкций“ по вопросам правильности исчисления и перечисления единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.

По результатам проверки составлен акт N 1109 от 15.12.2004 и вынесено решение N 917 от 30.12.2004 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 80168,76 руб., также налогоплательщику предложено уплатить единый социальный налог за 2001 г. в сумме 400843,81 руб. и пени - 640210,88 руб.

Основанием для начисления пеней послужило то обстоятельство, что налогоплательщик в 2002 - 2003 гг. несвоевременно производил уплату авансовых платежей по единому социальному налогу. При этом начисление пени производилось налоговым органом помесячно, тогда как, по мнению заявителя, пени следует исчислять по итогам отчетного периода, то есть по результатам квартала, полугодия, 9 месяцев. Налогоплательщик полагал, что сумма пени, подлежащая уплате за период несвоевременной уплаты единого социального налога в 2002 - 2003 гг., составляет 154138,24 руб., соответственно 195145,92 руб. начислено Инспекцией неправомерно. Соглашаясь с этими доводами, суд обоснованно исходил из следующего.

Объектом обложения единым налогом в силу ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации признаются любые виды выплат и
иных вознаграждений, начисленных работодателями в пользу работников по всем основаниям, при этом в качестве отдельного объекта налогообложения материальная выгода не указана.

Согласно ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.

В силу ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

В силу п. 1 ст. 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год,
отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15 числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Из указанных норм следует, что налоговое законодательство не предусматривает начисления пени за неуплату налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что налоговым органом неправомерно произведено начисление пени в сумме 195145,92 руб., исходя из ежемесячных сроков уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу, и оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.04.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-3435/05-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.