Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.2005 N А55-8432/04-44 Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного законом порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 февраля 2005 года Дело N А55-8432/04-44“

(извлечение)

Закрытое акционерное общество “Самарская оптическая кабельная компания“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары (далее - Налоговая инспекция) от 18.03.2004 N 10-27/55 в части отказа в подтверждении обоснованности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, суммы которых были уплачены заявителем при приобретении товаров, использованных для производства экспортной продукции, экспорт которой документально подтвержден, за ноябрь 2003 г. в
сумме 25925 руб.

Решением от 26.08.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2004, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения налогового органа об отказе в подтверждении суммы вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДС) в сумме 15407 руб. 24 коп., в удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении искового заявления на сумму 10517 руб. 76 коп. в связи с нарушением судебными инстанциями норм материального и процессуального права.

Как считает заявитель кассационной жалобы, суды не учли, что налоговым органом при отказе в применении налоговых вычетов не была доказана недобросовестность заявителя. Представленные в деле доказательства соответствия счетов-фактур требованиям ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации судебными инстанциями не исследовались.

Налоговая инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить судебные акты без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной заявителем декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2003 г., по результатам которой приняла решение от 18.03.2004 N 10-27/55, в том числе об отказе в подтверждении налоговых вычетов по НДС, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт, экспорт которых документально подтвержден, в сумме 25925 руб.

При этом отказ в подтверждении налоговых вычетов по счетам-фактурам N 24/3203 от 22.07.2003, N 24/03387 от 30.07.2003, N 24/0059 от 14.01.2003, N 24/00397 от 31.01.2003, выставленным поставщиком заявителя - Обществом с ограниченной
ответственностью “Комплектация Телеком“ (далее - ООО “Комплектация Телеком“) - на сумму 10517 руб. 76 коп., мотивирован налоговым органом отсутствием поставщика товаров по его юридическому адресу.

Решение налогового органа Общество обжаловало в арбитражный суд.

Признавая частично недействительным данное решение, суд первой инстанции исходил из того, что вышеуказанные счета-фактуры не соответствуют п. п. 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, данные документы подписаны за руководителя и главного бухгалтера другими лицами, полномочия которых не подтверждены.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, сделал такие же выводы, не приняв во внимание доводы заявителя о том, что счета-фактуры подписаны полномочными лицами. Суд в Постановлении отметил, что представленная Обществом выписка из Приказа N 98 от 31.12.2002 об утверждении перечня должностных лиц, имеющих право подписи счетов-фактур: Гречанова А.В. - за руководителя и Ерофеевой В.А. - за бухгалтера, - не может быть принята во внимание, поскольку в счетах-фактурах не содержится расшифровки фамилий подписавших их лиц и указания на их должности.

Судебная коллегия считает данные выводы правильными.

Согласно п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

В соответствии с п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 этой же статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Согласно п. 6 ст. 169 Кодекса счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то Приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью
от имени организации.

Действительно, в данной норме не содержится требований об обязательной расшифровке подписей лиц, выдавших счета-фактуры.

Однако из дела видно, что спорные счета-фактуры подписаны вышеназванными Гречановым А.В. и Ерофеевой В.А. не от имени уполномоченных лиц со ссылкой на соответствующий документ, подтверждающий их полномочия (в данном случае Приказ N 98 от 31.12.2002), а от имени руководителя и главного бухгалтера организации, каковыми они не являются.

Следовательно, счета-фактуры N 24/3203 от 22.07.2003, N 24/03387 от 30.07.2003, N 24/0059 от 14.01.2003, N 24/00397 от 31.01.2003 не соответствуют требованиям п. 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации и не могут являться основанием для налогового вычета.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судебными инстанциями ст. ст. 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает необоснованными.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие Закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ходе проверки оспариваемого решения налогового органа по настоящему делу судебные инстанции исследовали и оценили на предмет соответствия Закону представленные в деле счета-фактуры, что предусмотрено ч. 1 ст. 162 и ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суды не нарушили норм материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции
не усматривает оснований для отмены или изменения судебных актов.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26 августа 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 22 октября 2004 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8432/04-44 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.