Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.01.2005 N А72-5521/04-6/514 Числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г. задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 27 января 2005 года Дело N А72-5521/04-6/514“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Строительно-монтажное управление-62“ обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просило признать частично недействительными:

- решение инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска от 05.05.2004 N 1317, в сумме 1291613 руб. 57 коп., в том числе недоимки по налогам в размере 197145 руб. 71 коп., пени - 1094467 руб. 86 коп., из них:

- ПФ РФ недоимка - 157797 руб. 13 коп., пеня - 845314 руб. 91 коп.
;

- ФСС РФ недоимка - 33711 руб., пеня - 238249 руб. 94 коп.;

- ФФОМС недоимка- 0 руб., пеня - 300 руб. 12 коп.;

- ТФОМС недоимка - 5637 руб. 58 коп., пеня - 10502 руб. 89 коп.;

- решение Инспекции МНС РФ по Заволжскому району г. Ульяновска от 05.05.2004 N 1306 в сумме 64236 руб. 92 коп., в том числе недоимки 14526 руб. 40 коп., пеня 49710 руб. 92 коп., из них:

- ЕСН в ФБ недоимка 13287 руб. 89 коп., пеня - 49684 руб. 83 коп.;

- ЕСН в ФФОМС недоимка - 367 руб. 04 коп., пеня - 25 руб. 69 коп.;

- ЕСН в ТФОМС недоимка - 2671 руб. 47 коп., пеня - 0 руб.;

- Постановление Инспекции МНС РФ по Заволжскому району г. Ульяновска N 22 от 13.05.2004 о взыскании налога, а также пени за счет имущества в сумме 1291613 руб. 57 коп., в том числе недоимки по налогам - 197145 руб. 71 коп., пени - 1094467 руб. 86 коп., из них:

- ПФ РФ недоимка - 157797 руб. 13 коп., пеня - 845314 руб. 91 коп. ;

- ФСС РФ недоимка - 33711 руб., пеня - 238249 руб. 94 коп.;

- ФФОМС недоимка- 0,00 руб., пеня - 300 руб. 12 коп. ;

- ТФОМС недоимка - 5637 руб. 58 коп., пеня - 10502 руб. 89 коп.;

- ЕСН в ФБ недоимка - 11487 руб. 89 коп., пеня - 49684 руб. 83 коп. ;

- ЕСН в ФФОМС недоимка - 367 руб. 04 коп., пеня - 25 руб. 69 коп.;

- ЕСН в ТФОМС недоимка - 2671 руб. 47 коп.,
пеня - 0,00 руб.

Решением суда первой инстанции от 21.07.2004 требования заявителя удовлетворены частично. Указанным решением (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.08.2004) признаны недействительными решение от 05.05.2004 N 1317, решение от 05.05.2004 N 1306 в части пени в сумме 48968 руб., Постановление от 13.05.2004 N 22 в части недоимки по взносам в размере 197145 руб. 71 коп. и в части пени в сумме 1143439 руб. В остальной части требования Открытого акционерного общества “Строительно-монтажное управление-62“ оставлены без удовлетворения.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2004 решение суда первой инстанции от 21.07.2004 оставлено без изменения.

Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как усматривается из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Заволжскому району города Ульяновска вынесено решение N 40 от 29.04.2002 “О предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по страховым взносам и по начисленным пеням и штрафа в государственные социальные внебюджетные фонды“, которым Открытому акционерному обществу “Строительно-монтажное управление-62“ было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и по начисленным пеням и штрафам, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001 на сумму 1295800 руб.

19.04.2004 налоговым органом было вынесено решение N 20 “Об отмене права на реструктуризацию кредиторской задолженности по страховым взносам и по начисленным пеням и штрафам в государственные социальные внебюджетные фонды“, которым прекращено право на реструктуризацию кредиторской задолженности, в связи с чем
налоговой инспекцией 21.04.2004 выставлено требование N 1957 об уплате недоимки по решению от 19.04.2004 N 20 на сумму 1757863 руб. 12 коп., в том числе недоимка - 577042 руб. 68 коп., пеня - 1180820 руб. 44 коп.

21.04.2004 налоговым органом было предъявлено требование N 1961 на сумму недоимки по единому социальному налогу в размере 64236 руб. 92 коп., в том числе по страховым взносам - 14526 руб. 40 коп., пеня - 49710 руб. 52 коп.

05.05.2004 налоговым органом принято решение N 1317 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика с расчетного счета в банке в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога от 24.04.2004 N 1957 в размере неуплаченных налогов в сумме 197145 руб. 71 коп., пени - 1094467 руб., всего на сумму 1291613 руб. 57 коп., а также решение N 1306 от 05.05.2004 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств с расчетного счета, указанных в требовании N 1941 от 21.04.2004, в размере неоплаченных налогов в сумме 14526 руб. 40 коп., пени - 49710 руб. 52 коп., всего на сумму 64236 руб. 92 коп.

К расчетному счету налогоплательщика были предъявлены инкассовые поручения на сумму 1291613 руб. 57 коп., в том числе недоимка - 197145 руб. 71 коп., пеня - 1094467 руб. 86 коп. по требованию N 1957 от 21.04.2004 и решению N 1317 от 05.05.2004.

В связи с отсутствием денежных средств в порядке ст. ст. 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом вынесено Постановление N 22 от 13.05.2004 о взыскании налогов и пени
в сумме 1757863 руб. 12 коп., в том числе налогов в сумме 577042 руб. 68 коп., пени в сумме 1180820 руб. 44 коп. за счет имущества налогоплательщика.

По мнению заявителя жалобы в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ) задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, однако в связи с тем, что Правительство Российской Федерации такой порядок не установило, у налогового органа отсутствуют как критерии для признания вышеуказанной задолженности безнадежной, так и механизм списания этой задолженности.

Удовлетворяя заявленные требования Общества, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ), которой установлено, что задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так как данный Закон имеет прямое действие, налоговый орган
не вправе производить взыскание с налогоплательщика сумм указанной задолженности, а также применять какие-либо иные неблагоприятные для налогоплательщика меры в связи с неуплатой сумм задолженности в государственные внебюджетные фонды, имевшейся на 01.01.2001.

При таких обстоятельствах суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 11.10.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5521/04-6/514 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.