Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.01.2005 N А12-18544/04-С42 Предприятия внутреннего водного транспорта, осуществляющие судоремонт и судостроение, освобождаются от уплаты земельного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 27 января 2005 года Дело N А12-18544/04-С42“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Красноармейский судоремонтный завод“ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором, уточнив исковые требования, просит признать решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Волгоградской области от 30.06.2004 N 14-738в о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным в части

- привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 472235,95 руб.,

- доначисленных сумм земельного налога
за 2001 - 2003 гг. в размере 2361179 руб. 75 коп. и пени - 622743,26 руб.

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Волгоградской области предъявила в Арбитражный суд Волгоградской области встречное заявление о взыскании с Открытого акционерного общества “Красноармейский судоремонтный завод“ штрафа в сумме 474302,73 руб.

Решением суда первой инстанции от 02 - 09.09.2004 заявленные Открытым акционерным обществом “Красноармейский судоремонтный завод“ требования удовлетворены. Встречные требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Волгоградской области удовлетворены в части взыскания налоговых санкций в размере 2066,78 руб. В остальной части встречного иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2004 решение суда первой инстанции от 02 - 09.09.2004 оставлено без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как усматривается из материалов дела, 25.05.2004 - 09.06.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Волгоградской проведена выездная налоговая проверка Открытого акционерного общества “Красноармейский судоремонтный завод“ по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты и перечисления земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.

По результатам проверки составлен акт N 14-415/ДСП от 09.06.2004, на основании которого принято решение N 14-7386 от 30.06.2004 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Открытое акционерное общество “Красноармейский судоремонтный завод“ привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основанием для принятия налоговым органом решения послужил вывод Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Волгоградской области о том,
что в соответствии с Общероссийским классификатором видов деятельности ОК029-2001 организации, занимающиеся производством и ремонтом судов отнесены к подразделу “Строительство и ремонт судов“ раздела “Обрабатывающее производство“, тогда как льгота по земельному налогу установлена для организаций водного и речного транспорта.

Выводы судебных инстанций о неправомерном доначислении Открытому акционерному обществу “Красноармейский судоремонтный завод“ земельного налога по указанному основанию кассационная инстанция находит обоснованным.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога полностью освобождается предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта.

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначаются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного и иных видов транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут представляться земельные участки для объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта объектов морского, внутреннего водного транспорта.

Из имеющегося в материалах дела Устава истца, Открытое акционерное общество “Красноармейский судоремонтный завод“ осуществляет, в том числе, судоремонт и судостроение, машиностроение, оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке и организации хранения грузов, прочие работы.

Переданный истцу на основании Свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок N 34-08-1831 от 20.05.98 используется им именно при проведении судоремонтных работ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или
их должностными лицами в пределах компетенции.

Перечнем судоремонтных и судостроительных заводов, утвержденным Заместителем Министра транспорта Российской Федерации от 06.06.2002 подтверждена принадлежность Открытого акционерного общества “Красноармейский судоремонтный завод“ к предприятиям внутреннего водного транспорта.

Доводы налогового органа об отсутствии оснований для принятия вышеуказанного перечня во внимание, кассационная инстанция находит необоснованными.

На основании Положения о службе речного флота Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Министром транспорта Российской Федерации от 11.03.98, в соответствии с которым Речфлот в пределах полномочий, установленных настоящим Положением, осуществляет государственное регулирование расположенными на территории Российской Федерации предприятиями, объединениями предприятий, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими перевозки по внутренним водным путям и в сообщении “река-море“, связанную с ними транспортно-экспедиционную деятельность и перегрузочные работы, ремонт и техническую эксплуатацию судов и судовых технических средств, исследовательские, проектно-конструкторские и изыскательные работы, подготовку кадров и иную деятельность, образующую отрасль речного транспорта.

Ссылка налогового органа на Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) также является необоснованной, поскольку указанные классификаторы не относятся к нормам законодательства о налогах и сборах в силу ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02 - 09.09.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 28.10.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-18544/04-С42 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.