Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.2005 N А55-1089/2004-31 Налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемых российскими перевозчиками, при условии фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных Налоговым кодексом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 января 2005 года Дело N А55-1089/2004-31“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,

на решение от 29 июня 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 13 октября 2004 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-1089/2004-31

по заявлению Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Куйбышевская железная дорога“, г. Самара, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, от 31 октября 2002 г. N 80 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 9690398 руб. 35 коп., доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 48451991 руб. 79 коп. и пени в сумме 7126318 руб. 95 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Куйбышевская железная дорога“ (далее - Куйбышевская железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 31 октября 2002 г. N 80 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 9690398 руб. 35 коп., доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 48451991 руб. 79 коп. и пени в сумме 7126318 руб. 95 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2003 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 23 сентября 2003 г. решение первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением кассационной инстанции от 16 декабря 2004 г. вынесенные ранее судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2004 г. заявленные требования вновь удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 13 октября 2004 г. решение первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам
по Самарской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что налогоплательщик не доказал экспортные услуги. Кроме того, отсутствуют международные перевозочные документы с указанием страны назначения, и денежные средства за услуги поступили на расчетный счет Министерства путей сообщения Российской Федерации, а не на счет налогоплательщика.

Отзывом кассационную жалобу налогового органа налогоплательщик отклонил, сославшись на то, что в платежных поручениях имеются отметки о перечислении денежных средств за экспортные перевозки на соответствующие экспортные лицевые счета. Экспортные лицевые счета клиентов подтверждают, что поступившие по представленным в пакете документов к налоговой декларации платежным поручениям денежные средства полностью учитывались в счет оплаты за услуги по перевозке экспортных грузов. Денежные средства, поступающие на доходные счета МПС РФ, и есть выручка Куйбышевской железной дороги за перевозки.

До принятия по делу Постановления в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного разбирательства был объявлен перерыв до 25 января 2005 г. на 10 час. 00 мин.

В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Как усматривается из материалов дела, Куйбышевской железной дорогой в налоговый орган была представлена налоговая декларация за март 2002 г. для
подтверждения ставки 0 процентов по экспортным перевозкам в сентябре 2001 г. и пакет документов, подтверждающий экспорт услуг по перевозке.

Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение N 80 от 31 октября 2002 г. о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 9690398 руб. 35 коп., доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 48451991 руб. 79 коп. и пени в сумме 7126318 руб. 95 коп.

Основанием для доначисления суммы налога на добавленную стоимость послужило несоответствие некоторых представленных документов требованиям ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть отсутствуют единые товаросопроводительные документы (накладные); отсутствуют отметки таможенных органов “выпуск разрешен“ на сопроводительных документах; отсутствуют таможенные отметки на товаросопроводительных документах; аннулирование документов; отдельные документы были представлены налогоплательщиком к зачету с пакетом документов за февраль 2002 г.; проверяемые документы не представляют возможности произвести взаимоувязку перечней, грузовых таможенных деклараций и единых международных перевозочных документов с соответствующими им платежными документами и договорами; в декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за март 2002 г. включена сумма налога на добавленную стоимость в размере 177403706 руб., уплаченная при приобретении товаров (работ, услуг), которая уже была возмещена из бюджета в сентябре 2001 г.

В соответствии с п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов представляется контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, грузовые таможенные декларации с
отметкой российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режим экспорта, а также выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара - на счет налогоплательщика в указанном банке.

Во исполнение указанной нормы налогоплательщиком в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за март 2002 г. и пакет документов в подтверждение применения налоговой ставки 0 процентов: платежные поручения, выписки банка, грузовые таможенные декларации, товаросопроводительные документы.

При исследовании обстоятельств дела судебными инстанциями установлено, что в представленных грузовых таможенных декларациях и других перевозочных документах имеются отметки о вывозе товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Выручка за экспортные услуги поступила на счет МПС РФ согласно п. 6 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденного Приказом Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 1994 г. N 82.

Согласно указанному пункту Железная дорога обязана указывать в договорах, счетах и денежно-расчетных документах на перевозки банковские реквизиты основного доходного счета МПС РФ для непосредственного зачисления на них денежных поступлений от перевозки.

По статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации одним из оснований для подтверждения ставки 0 процентов предусмотрено поступление выручки за экспортные услуги.

Выручка налогоплательщика за экспортные услуги поступила на доходный счет МПС РФ согласно названному Положению.

Следовательно, судебные инстанции правомерно признали факт поступления денежных средств за экспортные услуги на доходный счет МПС РФ за услуги, оказанные Железной дорогой, то есть налогоплательщиком.

Согласно п. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, Постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, Постановлении, фактическим обстоятельствам дела,
установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Оспаривая судебные акты по делу, налоговый орган в кассационной жалобе не сослался на конкретные грузовые таможенные декларации или международные перевозочные документы, которые не доказывают экспортные услуги и лишают налогоплательщика права на применения ставки 0 процентов.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛА:

решение от 29 июня 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 13 октября 2004 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-1089/2004-31 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.