Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2006, 30.05.2006 по делу N А40-17401/05-94-134 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта государственного органа о предоставлении права пользования недрами ресурсного участка, т.к. в связи с истечением срока пользования недрами у заявителя осталось право только на проведение работ по геологическому изучению недр на участке, не входящем в границы месторождения, право на которое предоставлено третьему лицу оспариваемым ненормативным актом.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 мая 2006 г. Дело N А40-17401/05-94-13430 мая 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 30 мая 2006 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО “Роспан Интернешнл“ к Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, Министерству природных ресурсов РФ, третьи лица: ЗАО НПО “УренгойГеоРесурс“, Федеральное агентство по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ, ОАО “Арктическая газовая компания“ о признании недействительными совместного Постановления МПР России от 17.02.04 и Администрации ЯНАО от 26.02.04 и п. п. 4.1, 4.2,
4.3 лицензионного соглашения, при участии от истца: К.В. - дов. от 01.08.03. б/н, Ч.А. - дов. от 03.03.06 б/н, Б. - дов. от 11.05.06 б/н; от 1 ответчика: (не явился, извещен), от 2 ответчика: П.А. - дов. от 30.12.05 N 01-08028/11195; от 1-го третьего лица: П.М. - дов. от 24.03.06 N 29, Ч.Д. - дов. от 24.03.06 N 33, С. - дов. от 24.03.06 N 26, от 2-го третьего лица: К.А. - дов. от 21.09.05 N АЛ-01-25/5369, 3-е третье лицо: не явилось, извещено,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Роспан-Интернешнл“ обратилось с заявлением и просит признать недействительными: совместное Постановление Министерства природы Российской Федерации от 17.02.04 N 37-П и Администрации ЯНАО от 26.02.04 N 58 о предоставлении права пользования недрами Ресурсного участка как нарушающее права и законные интересы заявителя, осуществляющего пользование недрами Восточно-Уренгойского месторождения на основании лицензии СЛХ N 10846НР от 29.12.99; п. п. 4.1, 4.2, 4.3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Ресурсного участка с целью разведки и добычи газа и конденсата (приложение N 1 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.04), приложение N 2 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.04 (схема Ресурсного лицензионного участка недр).

Спор разрешается в отсутствие представителей 1 ответчика (Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа) и 3 третьего лица (ОАО “Арктическая газовая компания“) по материалам дела на основании ст. ст. 123, 124, 156 АПК РФ.

Заявитель обосновал заявление, ссылаясь на п. п. 6.2, 6.4, 6.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1, ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“.

Ответчик - Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа - заявление не
оспорил, письменный отзыв на заявление не представил.

Ответчик - Министерство природных ресурсов РФ - заявление не признает, просит отказать в удовлетворении заявления.

1-е третье лицо - ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ - считает заявление необоснованным, просит отказать в удовлетворении заявления.

2-е третье лицо - Федеральное агентство по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ - считает заявление необоснованным, просит отказать в удовлетворении заявления.

3-е третье лицо - ОАО “Арктическая газовая компания“ - заявление не оспорило, письменный отзыв на заявление не представило.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон и третьих лиц, арбитражный суд установил, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ в 2002 г. проводило геологоразведочные работы в пределах Ресурсного участка недр, расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе, в соответствии с лицензией СЛХ 11046НП от 21.06.2001 на геологическое изучение указанного участка недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья.

В процессе геологического изучения Ресурсного участка недр при испытании пласта Ач6/0-2 ачимовской толщи было открыто новое Ресурсное газоконденсатное месторождение. Факт открытия месторождения подтверждается свидетельством об установлении факта открытия месторождения полезного ископаемого N СЛХ 03УВС10052 от 07.07.2003, выданным МПР РФ.

На основании заявки ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ было принято совместное Постановление МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58 о предоставлении права пользования недрами Ресурсного участка, расположенного на территории Пуровского района ЯНАО, с целью разведки и добычи газа и конденсата. Во исполнение указанного Постановления МПР РФ и Администрация ЯНАО выдали ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ лицензию СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004 на разведку и добычу газа и конденсата в пределах Ресурсного участка недр.

Пространственное
положение Ресурсного участка недр указано в п. п. 4.1, 4.2, 4.3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами (приложение N 1 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004) и на схеме Ресурсного лицензионного участка (приложение N 2 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004).

Из материалов дела следует, что заявителю на соседний участок недр предоставлена лицензия СЛХ 10846НР от 29.12.1999 на геологическое изучение, добычу нефти, газа, конденсата из залежей нижнемеловых, верхне-среднеюрских отложений Восточно-Уренгойского месторождения. В соответствии с п. 1.3 лицензионного соглашения к указанной лицензии заявителю предоставляется Восточно-Уренгойское месторождение с целью добычи нефти, газа и конденсата из пластов БУ14-БУ18 и ачимовской толщи, а также для геологического изучения и последующей разработки месторождения без ограничения по глубине. Статус участка недр - геологический отвод без ограничения по глубине в пределах лицензируемого участка. Как следует из п. 5.1 лицензионного соглашения заявитель обязан до начала разработки залежи оформить горный отвод на лицензионную территорию с ограничением по глубине подошвой продуктивного горизонта.

Доводы заявителя об отсутствии факта открытия Ресурсного газоконденсатного месторождения как самостоятельного объекта на момент принятия совместного Постановления МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58 и выдачи лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004, признаются судом необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 10.1 Закона РФ “О недрах“ (в ред. ФЗ от 06.06.2003 N 65-ФЗ) основанием получения права пользования участками недр может быть совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению
участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ.

Установление факта открытия месторождения производится в соответствии с Инструкцией о порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, утвержденной Приказом МПР РФ от 10.04.2000 N 93. В соответствии с положениями указанной Инструкции установление факта открытия месторождения полезных ископаемых необходимо для реализации права пользователя недр, открывшего месторождения, на его разведку и разработку. Установление факта открытия месторождений осуществляется МПР РФ либо его территориальными органами на основании соответствующей заявки пользователя недр. При рассмотрении заявки учитывается, что открытие месторождения - это документально подтвержденное выявление нового объекта минерального сырья в недрах, запасы которого частично квалифицированы по категории С1 и имеющего, по заключению органов государственной экспертизы, самостоятельное промышленное значение. При установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых недропользователю выдается свидетельство установленного образца. Представление пользователем недр фактических данных, которые не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, является основанием для отказа в удовлетворении заявки.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Приказ МПР РФ N 576 имеет дату 13.09.2002, а не 13.02.2002.

Решение о предоставлении права пользования участком недр принимается в соответствии с Положением о порядке рассмотрения материалов при предоставлении лицензии на пользование участками недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых из месторождений, открытие которых осуществлено пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению таких участков недр за счет собственных средств, утвержденным Приказом МПР РФ от 13.02.2002 N 576.

В соответствии с указанным Положением подготовка и рассмотрение материалов при выдаче лицензий на пользование участками недр осуществляется МПР России или его
территориальными органами. Для принятия решения о предоставлении права пользования участком недр заявитель представляет в МПР РФ или его территориальные органы заявку на получение права пользования участком недр. В перечень документов, представляемых заявителем в МПР РФ или его территориальный орган для получения права пользования недрами, входит также свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых. Отказ в приеме заявки на предоставление права пользования участком недр может последовать только в предусмотренных ст. 14 Закона РФ “О недрах“ случаях, а именно: 1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований: 2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; 3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; 4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования. По итогам рассмотрения представленных материалов МПР РФ или его территориальный орган и орган исполнительной власти субъекта РФ совместно принимают решение об удовлетворении заявки и предоставлении заявителю права пользования участком недр либо об отказе в удовлетворении заявки.

Порядок принятия решения о предоставлении участка недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых в случае открытия месторождения установлен п. 4 ст. 10.1 Закона РФ “О недрах“ и соответствующим Положением, утвержденным Приказом МПР РФ от 13.02.2002 N 576. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами основанием для принятия такого решения является установление факта открытия месторождения, в подтверждение чего недропользователь должен представить свидетельство об установлении факта открытия месторождения. Фактические материалы, подтверждающие факт открытия месторождения полезных ископаемых (протокол
органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающий промышленную значимость месторождения, структурная карта по продуктивному горизонту и т.д.) в данном случае не представляются и повторное установление факта открытия месторождения не производится.

Установление факта открытия месторождения производится до обращения недропользователя с заявкой о предоставлении месторождения для разведки и добычи полезных ископаемых, а также в отдельном порядке, установленном Инструкцией о порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, утвержденной Приказом МПР РФ от 10.04.2000 N 93, и в случае установлении такого факта завершается выдачей недропользователю соответствующего свидетельства. Если же представленные пользователем недр фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, то это является основанием для отказа в установлении факта открытия месторождения.

Как следует из материалов дела, на момент принятия совместного Постановления МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58 установление факта открытия Ресурсного газоконденсатного месторождения было подтверждено ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ свидетельством N СЛХ03УВС10052 от 07.07.2003, установленный порядок принятия решения в этой части нарушен не был. Оснований для отказа в предоставлении права пользования участком недр по причине неподтверждения факта открытия месторождения у МПР РФ и Администрации НАО не имелось. На момент принятия оспариваемого Постановления МПР РФ являлось федеральным органом управления государственным фондом недр и действовало на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 N 726.

Действия МПР РФ по признанию факта открытия Ресурсного газоконденсатного месторождения, само свидетельство N СЛХ 03УВС10052 от 07.07.2003, а также результаты государственной экспертизы запасов полезных ископаемых о промышленной значимости месторождения, на основании которых МПР РФ признало факт открытия месторождения, на момент рассмотрения настоящего дела в
установленном законом порядке не оспорены. В соответствии с требованиями ст. 201 АПК РФ арбитражный суд оценивает законность только тех ненормативных правовых актов, которые оспариваются заявителем, а именно, совместное Постановление МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58 и приложения N 1, 2 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004.

Вопрос о наличии либо отсутствии оснований для признания Ресурсного газоконденсатного месторождения новым объектом минерального сырья, то есть отдельным месторождением, не входит в предмет доказывания по настоящему делу, так как установленный п. 4 ст. 10.1 Закона РФ “О недрах“ и соответствующим Положением, утвержденным Приказом МПР РФ от 13.02.2002 N 576, порядок принятия решений о предоставлении права пользования участком недр не предусматривает рассмотрение указанного вопроса.

Кроме того, заявитель фактически требует в судебном порядке признания факта того, что Ресурсное газоконденсатное месторождение на момент принятия оспариваемых актов не являлось новым объектом минерального сырья, имеющего самостоятельное промышленное значение, т.е. не отвечало требованиям, установленным п. 11 Инструкции о порядке установления факта открытия месторождения, полезных ископаемых, утвержденной Приказом МПР РФ от 10.04.2000 N 93. Однако законодательством не установлены требования (геолого-геофизические параметры), на основании которых какой-либо объект минерального сырья в недрах может быть признан новым месторождением, а также на основании которых определяется самостоятельность промышленного значения такого объекта. Решение указанного вопроса относится к компетенции федеральных органов управления государственным фондом недр, т.е. является управленческим решением. Поэтому суд не вправе давать оценку представленным заявителем геолого-геофизическим данным и на основе их делать выводы об отсутствии у МПР РФ оснований для признания ресурсного газоконденсатного месторождения новым объектом минерального сырья, имеющего самостоятельное промышленное
значение. По этим же причинам суд не вправе оценивать правильность выделения нового месторождения с точки зрения учета запасов полезных ископаемых и рационального использования недр, на которые ссылается заявитель.

Доводы заявителя о том, что результаты проведенной Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР РФ экспертизы свидетельствуют об отсутствии оснований для выделения Ресурсного газоконденсатного месторождения на момент выдачи ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ свидетельства N СЛХ03УВС10052 от 07.07.2003 и принятия совместного Постановления МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58.

Как следует из материалов дела, протоколом заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР РФ N 975 от 15.12.2004 утверждены результаты государственной экспертизы подсчета запасов нефти, свободного газа, конденсата ачимовских отложений, залежей неокома (пласты БУ16, БУ17, БУ18) и юры (пласты ЮГ2, ЮГ3, ЮГ4) Уренгойской группы месторождений, представленного ООО “Уренгойгазпром“, ОАО “Арктическая газовая компания“ (ОАО “Арктикгаз“), ЗАО “Роспан Интернешнл“, ООО “Добыча газоконденсата и нефти“ (ООО “ДОКОН“). В соответствии со ст. 29 Закона РФ “О недрах“ указанный документ отражает результаты государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

В соответствии с п. 1 приложения N 1 к указанному протоколу кроме названных предприятий в границах подсчета запасов находится также лицензионный участок ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“. В п. 14 приложения N 1 к указанному протоколу также указывается, что в процессе моделирований залежей и изучения большого количества фактического материала не на каком-то одном месторождении, а на большей территории, было установлено, что многие залежи одних месторождений перекрывают по площади залежи других, а месторождения и залежи уже не отдельные месторождения, а единые
большие залежи одного месторождения. Залежи Ач6, Ач6/0 Есетинского и Ач6/0-2 Ресурсного месторождений на большей площади перекрыты залежью Ач5/2-3 Уренгойского месторождения. Залежи Ач3-4 и Ач5/2-3 Уренгойского месторождения продолжаются на Самбургское, Непонятное и Северо-Самбургское. Поэтому было принято решение о включении всех ачимовских залежей в одно Уренгойское месторождение, оставив в его составе Уренгойскую, Самбургскую, Северо-Самбургскую площади.

Таким образом, решение о включении всех ачимовских залежей в одно Уренгойское месторождение, в том числе, как пласта Ач6/0-2, право на разработку которого предоставлено ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“, так и пластов Ач3-4, Ач5, Ач6 и Ач6/0, право на разработку которого предоставлено заявителю, было принято по результатам изучения большого количества фактического материала 15.12.2004, т.е. уже после выдачи ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ свидетельства N СЛХ03УВС10052 от 07.07.2003 и принятия совместного Постановления МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58.

Из данного протокола не следует, что на момент принятия указанных документов уже имелось достаточное количество фактического материала о геологическом строении недр, позволяющего отнести пласт Ач6/0-2 не к Ресурсному, а к Уренгойскому месторождению, и что в 2003 г. МПР РФ не имело право признать факт открытия Ресурсного газоконденсатного месторождения. Указанным протоколом также не признаны незаконными действия МПР РФ по признанию факта открытия Ресурсного газоконденсатного месторождения, само свидетельство N СЛХ03УВС10052 от 07.07.2003, а также результаты государственной экспертизы запасов полезных ископаемых о промышленной значимости месторождения, на основании которых МПР РФ признало факт открытия месторождения.

Решение о признании факта открытия Ресурсного газоконденсатного месторождения и совместное Постановление МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58 принималось государственными органами на основании той информации о геологическом строении недр, которая имелась на момент принятия таких решений. Получение в процессе геологического изучения недр новых данных об их геологическом строении не может являться основанием для признания их недействительным.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 4 статьи 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1.

По смыслу ст. ст. 198 - 201 АПК РФ арбитражный суд проверяет законность ненормативных правовых актов с учетом тех фактических обстоятельств, которые имелись на момент принятия указанных ненормативных актов. На момент принятия совместного Постановления МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58 Ресурсное газоконденсатное месторождение существовало, что являлось в соответствии с п. 4 Закона РФ “О недрах“ законным основанием для предоставления указанного месторождения ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ для целей разведки и добычи полезных ископаемых.

Доводы заявителя о неизбежности отбора ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ принадлежащих заявителю запасов полезных ископаемых, так как ширина лицензионного участка ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ не превышает 500 метров, не соответствуют действительности, поскольку, как следует из п. 4.1.1 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами (приложение N 1 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004) и схемы Ресурсного лицензионного участка (приложение N 2 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004) общая площадь Ресурсного участка недр составляет 143,2 кв. км, контур которого фактически представляет собой квадрат (примерно 12 км x 12 км), что значительно больше указываемой заявителем ширины.

Необходимость согласования проектов на разработку продуктивных пластов Уренгойской группы месторождений между соседними недропользователями, на которую ссылается заявитель, также не может свидетельствовать о незаконности представления ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ права пользования недрами Ресурсного участка. Пункт 6.3 Положения о порядке лицензировании пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, предусматривает возможность выдачи лицензии на разработку как всего месторождения, так и его отдельной части. При этом разработка одного месторождения разными недропользователями должна производиться по согласованной технологической схеме.

Доводы о том, что предоставленный ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ Ресурсный участок недр по лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004 по своим поверхностным границам и по глубине заходит на территорию лицензионного участка заявителя, признаются судом необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ “О недрах“ предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Ст. 12 Закона РФ “О недрах“ указывает на обязательность указания в лицензии и ее неотъемлемых составных частях пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование.

Согласно ст. 7 Закона РФ “О недрах“ в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с соответствующими государственными органами, документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

В соответствии с положениями Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 11.09.1996 N 35, документом, определяющим уточненные границы горного отвода, является выдаваемый органами Госгортехнадзора России горноотводный акт. В соответствии с п. 3.1 Инструкции и утвержденной формой горноотводного акта в горноотводном акте указывается площадь (в гектарах) проекции горного отвода на горизонтальную плоскость, т.е. на поверхность земли.

В связи с этим указанные в лицензии ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004 и лицензии заявителя СЛХ 10846НР от 29.12.1999 географические координаты угловых точек являются не поверхностными границами лицензионного участка, а вертикальной проекцией горного отвода на горизонтальную поверхность, то есть на поверхность земли. Указанные угловые точки образуют на поверхности земли определенный контур, в пределах которого на определенной глубине залегает предоставленный недропользователю геометризованный блок недр (пласт, группа пластов).

Поэтому частичное совпадение проекций горных отводов ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ и заявителя не является пересечением границ указанных горных отводов. В таком случае требования ст. 7 Закона РФ “О недрах“ об исключительном праве недропользователя, получившего горный отвод, на осуществление в его границах пользования недрами, не нарушаются.

Как следует из представленных заявителем горноотводных актов N 785 от 29.01.2001, N 785 от 5 апреля 2002 г. и N 785 от 14.04.2004, выданных Управлением Тюменского округа Госгортехнадзора России, предварительные границы горного отвода заявителя были уточнены путем указания на определенные продуктивные пласты Восточно-Уренгойского газоконденсатного месторождения, предоставляемые заявителю для разработки находящихся в них запасов полезных ископаемых - пласты Ач3-4, Ач5, Ач6 и Ач6/0. Указанные горноотводные акты удостоверяют уточненные, т.е. новые границы горного отвода заявителя и являются неотъемлемой составной частью лицензии СЛХ 10846НР от 29.12.1999.

В соответствии с п. 4.3 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004 Ресурсный участок имеет статус горного отвода в предварительных пространственных границах, приведенных в п. 4.1 данного лицензионного соглашения, с ограничением по глубине от подошвы продуктивного пласта Ач5 до подошвы продуктивного пласта Ач6/0-2. Эти предварительные границы горного отвода указаны на схематическом геологическом разрезе Ресурсного лицензионного участка, являющегося приложением N 2 к СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004, в виде заштрихованного сегмента.

Из указанной схемы видно, что в границах заштрихованного сегмента пластов Ач3-4, Ач5, Ач6 и Ач6/0 не имеется. Между подошвой продуктивного пласта Ач5 и подошвой продуктивного пласта Ач6/0-2 находится только пласт Ач6/0-2. Кроме того, в п. 4.2 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004 прямо указывается об исключении из контура Ресурсного лицензионного участка запасов углеводородного сырья пластов Ач3-4 и Ач5, расположенных выше по разрезу и находящихся в пользовании у заявителя.

Границы горного отвода ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ также были уточнены горноотводным актом N 1302 от 28.04.2004, выданным Управлением Тюменского округа Госгортехнадзора России, путем указания на определенный продуктивный пласт Ресурсного газоконденсатного месторождения, предоставляемый заявителю для разработки находящихся в них запасов полезных ископаемых - пласт Ач6/0-2.

Таким образом, как предварительные, так и уточненные границы горного отвода ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ с уточненными границами горного отвода заявителя не пересекаются, они представляют собой различные геометризированные блоки недр, то есть право пользования пластом Ач6/0-2 заявителю не было предоставлено, следовательно, отсутствуют основания считать нарушенными права заявителя, в связи с чем основания для признания недействительными совместного Постановления МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58, а также в п. п. 4.1, 4.2, 4.3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами (приложение N 1 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004) и схемы Ресурсного лицензионного участка (приложение N 2 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004) отсутствуют.

Доводы заявителя о том, что согласно условиям СЛХ 10846НР от 29.12.1999 заявитель не ограничен по глубине поиска полезных ископаемых, и что любые открытые в ачимовской толще залежи газа и нефти должны разрабатываться только заявителем, признаются судом необоснованными по следующим основаниям.

Как следует из статьи ст. 6 Закона РФ “О недрах“ участок недр может быть предоставлен в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. В соответствии со ст. 7 Закона РФ “О недрах“ участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр придается статус геологического отвода. В соответствии с п. 3.8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, участок недр в виде геологического отвода может предоставляться как с ограничением по глубине, так и без ограничения. Согласно ст. 10 Закона РФ “О недрах“ участки недр предоставляются в пользование для геологического изучения на срок не более 5 лет. В соответствии с п. 6.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами разрешается предоставление совмещенных лицензий, включающих несколько видов пользования недрами (поиски, разведка, добыча полезных ископаемых).

Предоставленная заявителю лицензия СЛХ 10846НР от 29.12.1999 является совмещенной, так как предоставляет заявителю права как на геологическое изучение Восточно-Уренгойского месторождения, так и на добычу нефти, газа и конденсата из пластов БУ14-БУ18 и ачимовской толщи указанного месторождения. В соответствии с п. 14 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 10846НР от 29.12.1999 срок действия лицензии - 25 лет, срок начала работ - 01.01.93. геологическое изучение - 5 лет.

Как следует из преамбулы указанного лицензионного соглашения лицензия СЛХ 10846НР от 29.12.1999 была получена в результате переоформления в порядке ст. 17.1 Закона “О недрах“ двух предыдущих лицензий (СЛХ N 10435НР от 30.10.1996 АОЗТ “Роспан Интернешнл“ и СЛХ N 10222НЭ от 10.12.1993 СП “Роспан Интернешнл“ ЛТД) в связи с изменением названия заявителя.

В соответствии со ст. 17.1 Закона РФ “О недрах“ при переоформлении лицензии содержание лицензии пересмотру не подлежит. Поэтому переоформление лицензии в связи с изменением названия юридического лица - пользователя недр, не является основанием для восстановления срока пользования недрами, т.е. его течение заново не начинается.

В связи с этим суд приходит к выводу, что 5-летний срок пользования недрами Восточно-Уренгойского месторождения в части геологического изучения (участок недр в виде геологического отвода без ограничения по глубине) следует исчислять с момента предоставления заявителю первой лицензии СЛХ N 10222НЭ от 10.12.1993, который истек соответственно 10.12.1998. Об этом свидетельствует также указание на бланке СЛХ 10846НР от 29.12.1999 срока окончания действия лицензии - 2018 г., т.е. исчисление общего 25-летнего срока пользования недрами производится с 1993 г., т.е. с момента предоставления заявителю первой лицензии СЛХ N 10222НЭ от 10.12.1993.

Приказом МПР РФ от 07.02.2001 N 126 утверждено Временное положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, которое определяет последовательность проведения и содержание геологоразведочных работ на нефть и газ в РФ, связанных с изучением нефтегазоносности, поисками, оценкой, разведкой и разработкой месторождений (залежей) нефти и газа.

Как указывается в разделе 3 Временного положения целью поисково-оценочных работ является обнаружение новых месторождений нефти и газа или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценка их запасов. В процессе поиска месторождений (залежей) решается задача установления факта наличия или отсутствия промышленных запасов нефти и газа. В случае открытия месторождения (залежи) подтверждающие геолого-геофизические материалы в установленном порядке представляются на государственную экспертизу запасов и по ее результатам ставятся на государственный баланс. В отдельных случаях для оценки месторождений проводится опытная эксплуатация пробуренных скважин в соответствии с проектами опытной эксплуатации таких скважин.

Следующим этапом геологоразведочных работ в соответствии с разделом 4 Временного положения является разведочный этап, в процессе которого производится изучение характеристик месторождений (залежей), обеспечивающих составление технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождения (залежи) газа, а также уточнение промысловых характеристик эксплуатационных объектов в процессе разработки. Из указанного следует, что объектами разведочного этапа выступают уже открытые месторождения (залежи). В соответствии с п. 6.2 Положения о порядке лицензировании пользования недрами лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется, право разведки предусматривается в лицензии на добычу полезных ископаемых.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ “О недрах“ предоставление в пользование участка недр для геологического изучения включает в себя поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, т.е. выполнение поисково-оценочных работ. Поэтому суд приходит к выводу, что в связи с истечением срока пользования недрами Восточно-Уренгойского месторождения в части геологического из“чения заявитель утратил право на проведение поисково-оценочных работ без ограничения по глубине и не мог открыть в 2002 г. новое Ресурсное газоконденсатное месторождение. В соответствии с п. 6.6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами у заявителя осталось право на проведение работ по геологическому изучению недр без дополнительной лицензии, но только в пределах предоставленного ему горного отвода, в границы которого Ресурсное газоконденсатное месторождение не входило.

В то же время, ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ открыло Ресурсное газоконденсатное месторождение в результате проведения геологоразведочных работы на участке недр, предоставленного в соответствии с лицензией СЛХ 11046НП от 21.06.2001 на геологическое изучение указанного участка недр, границ которого заявитель не оспаривает.

Как следует из разделов N 1 и N 5 представленной заявителем “Технологической схемы разработки залежей пластов Ач5 и БУ16/1-4 Восточно-Уренгойского и пласта Ач3 Ново-Уренгойского лицензионных участков“, утвержденной протоколом заседания территориального отделения Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых по ЯНАО от 17 ноября 2005 г. N 19-05, Восточно-Уренгойское месторождение введено в промышленную эксплуатацию в 1996 г. Ачимовская толща введена в разработку на основании “Проекта опытно-промышленной эксплуатации ачимовской толщи Восточно-Уренгойского и Ново-Уренгойского месторождений“, утвержденного протоколом Комиссии но месторождениям и НХГ РАО “Газпром“ N 24-р/96, а также утвержденным в 2003 г. дополнением к указанному проекту (протокол ТКР N 01-03). Поэтому утверждения заявителя о том, что он впервые приступил к разработке ачимовской толщи только в 2001 г. не соответствуют материалам дела.

Доводы заявителя о том, что он не ограничен в пользовании недрами по глубине не только при геологическом изучении недр, но и при дальней разработке (добыче) Восточно-Уренгойского месторождения, также признаются судом необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3.5 Положения о порядке лицензирования пользования недрами горный отвод должен иметь ограничение по глубине. То есть законодательством не предусмотрена возможность предоставления участка недр для добычи полезных ископаемых без ограничения по глубине. Указание в п. 1 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 10846НР от 29.12.1999 на отсутствие ограничений по глубине относится не к разработке месторождения, а к его геологическому изучению.

Ссылка заявителя на п. 1.3 Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 11.09.1996 N 35, в соответствии с которым в случае предоставления совмещенной лицензии разработка месторождений нефти и газа может производиться до получения документов, удостоверяющих границы горного отвода, является неверной. В связи с истечением срока на геологическое изучение лицензия СЛХ 10846НР от 29.12.1999 с 10.12.1998 утратила статус совмещенной лицензии, поэтому указанное правило к заявителю не применяется.

В связи с этим заявитель на момент открытия Ресурсного газоконденсатного месторождения и предоставления права пользования им ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ права на разработку всей ачимовской толщи Восточно-Уренгойского месторождения, и к тому же без ограничения по глубине, не имел. В уточненные границы горного отвода заявителя были включены только пласты Ач3-4, Ач5, Ач6 и Ач6/0. Ресурсное газоконденсатное месторождение было открыто за пределами указанных уточненных границ.

Суд отклоняет доводы заявителя о том, что предоставление ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004 на больший участок недр в виде горного отвода, чем ранее предоставленный в виде геологического отвода по лицензии СЛХ 11046НП от 21.06.2001 на геологическое изучение Ресурсного участка недр, является нарушением требований ч. 4 п. 6.2 и п. 6.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами.

В соответствии ч. 4 п. 6.2 указанного Положения в случае, если выявленное в процессе поисков и оценки месторождение полезного ископаемого выходит за границы предоставленного в соответствии с лицензией геологического отвода, то по заявке владельца лицензии и при отсутствии предоставленной лицензии на соответствующую сопредельную территорию органами, предоставляющими лицензию, участок недр может быть увеличен таким образом, чтобы в него входило все месторождение.

Как следует из системного толкования п. п. 6.1 - 6.4 указанного Положения данное правило установлено для случаев увеличения границ геологического отвода в рамках ранее предоставленной лицензии на геологическое изучение недр, а не для предоставления новой лицензии для добычи полезных ископаемых. К тому же в результате предоставления лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004 границы горного отвода ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ за границы горного отвода заявителя не зашли.

Заявитель также полагает, что в соответствии с требованиями п. 6.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами в случае открытия недропользователем месторождения ему может быть предоставлена лицензия на право добычи полезного ископаемых такого месторождения только на том участке недр, где действует лицензия на геологическое изучение недр. Однако по смыслу указанного пункта в нем устанавливается другое правило, в соответствии с которым действие лицензии на геологическое изучение участка недр может быть досрочно прекращено, и на это участок может быть предоставлена лицензия на добычу полезных ископаемых другим недропользователям либо прежнему владельцу лицензии, но на общих основаниях. Положение указанного пункта не применяются при предоставлении лицензии на добычу полезных ископаемых недропользователю, открывшему месторождение. Ограничения, на которые ссылается заявитель, ст. ст. 7, 10.1 Закона РФ “О недрах“ также не установлены.

Заключение проведенной по настоящему делу по ходатайству заявителя геологической экспертизы суд не может признать достоверным доказательством по следующим основаниям.

Все поставленные перед экспертом вопросы о наличии гидродинамической связи между пластами ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ и заявителя, о возможных последствиях большеобъемных гидроразрывов пластов на скважинах 100, 101 и 100бис, о возможности возникновения гидродинамической связи между пластами в результате проведения гидроразрывов пластов, о возможности выработки ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ запасов, право на разработку которых предоставлено заявителю, должны были исследоваться экспертом применительно к границам горных отводов ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ и заявителя. В соответствии с законодательством правоустанавливающими документами для границ горных отводов являются лицензии на добычу полезных ископаемых и горноотводные акты. Как следует из раздела “Описание доказательств“ заключения эксперта указанные документы не были предметом исследования эксперта. При назначении судом экспертизы, лица, участвующие в деле, предложения о предоставлении данных документов в распоряжения эксперта не представляли, эксперт их у суда в ходе проведения экспертизы также не затребовал, с материалами настоящего дела не знакомился. Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта к указанному заключению не приложены.

Более того, заключение эксперта но второму подставленному перед ним вопросу о возможных последствиях большеобъемных гидроразрывов пластов на скважинах 100, 101 и 100бис, а также по третьему вопросу о возможности возникновения гидродинамической связи между пластами в результате проведения гидроразрывов пластов, о возможности выработки запасов, право на разработку которых предоставлено заявителю, не связано и предметом спора.

Проведение ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ технологических операций, связанных с добычей полезных ископаемых по лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004, в том числе гидроразрывов пластов, соблюдение им стандартов (норм, правил) по технологии ведения таких работ относится вопросами исполнения ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ принятых на себя лицензионных обязательств и не связано с законностью предоставления права пользования Ресурсным участком недр. В случае нарушения ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ правил пользования недрами, это может являться основанием для привлечения ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ к установленной законом ответственности, но не может выступать основанием для признания недействительными совместного Постановление МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58, а также оспариваемых приложений к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004. Поэтому заключение эксперта в части выводов по второму и третьим вопросам не отвечает также установленному ст. 67 АПК РФ требованию об относимости доказательств.

В связи с этим суд приходит к выводу, что заключение эксперта не может выступать доказательством по настоящему делу.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установил, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд установил, что оспариваемые совместное Постановление МПР РФ от 17.02.2004 N 37-п и Администрации ЯНАО от 26.02.2004 N 58 о предоставлении ЗАО “НПО “УренгойГеоРесурс“ права пользования Ресурсным участком недр, приложение N 1 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004 (п. п. 4.1, 4.2, 4.3) и приложение N 2 к лицензии СЛХ 12237НЭ от 04.03.2004 (схема Ресурсного лицензионного участка) приняты государственными органами в пределах своей компетенции, соответствуют нормам действующего законодательства, ответчики в соответствии со ст. ст. 65, 200 АПК РФ доказали обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого акта, заявитель в соответствии со ст. 65 АПК РФ не представил доказательств, подтверждающих нарушение его законных прав, в связи с чем заявление признается судом необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Судебные расходы в сумме 4000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании ст. ст. 8, 10, 12, 13 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 28, 29, 64, 65, 110, 123, 124, 176, 197 - 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления ЗАО “Роспан Интернешнл“ к Администрации ЯНАО и Минприроды РФ о признании недействительными: совместного Постановления Минприроды РФ от 17.02.04 N 37-П и Администрации ЯНАО от 26.02.04 N 58 “О предоставлении права пользования недрами Ресурсного участка“; п. п. 4.1, 4.2, 4.3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Ресурсного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.