Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 22.11.2005 N КА-А40/11765-05 Суд правомерно удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части начисления недоимки по налогам и пени, т.к. закрепленная Налоговым кодексом РФ процедура принудительного исполнения обязанности по уплате налога не предоставляет налоговому органу права на продление сроков как бесспорного, так и судебного порядка принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 ноября 2005 г. Дело N КА-А40/11765-05“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи К., судей Н.Э., Н.С., при участии в заседании от истца (заявителя): Д. - дов. N 8-А от 06.09.2005; от ответчика: К. - дов. N 03-116/54 от 03.05.2005, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС РФ N 18 по г. Москве на решение от 22.06.2005 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Ч., по иску (заявлению) ООО “Бета Пром“ к ИФНС РФ N 18 по г. Москве о признании незаконным решения и
требования,

УСТАНОВИЛ:

решением от 22.06.2005 удовлетворено заявленное требование Общества с ограниченной ответственностью “Бета Пром“ к Инспекции ФНС РФ N 18 по г. Москве о признании недействительным требования N 2632 от 09.03.2005 в части начисления недоимки по НДС и пени по НДС, решения от 22.03.2005 в части бесспорного взыскания недоимки по НДС и пени, ссылаясь на нарушение требований ст. ст. 46, 69, 70 НК РФ. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Законность и обоснованность решения суда проверяются в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение суда отменить, в иске отказать, поскольку выводы суда о незаконности решения от 22.03.2005 и требования от 09.03.2005 не основаны на материалах дела.

В отзыве не кассационную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку выводы суда основаны на материалах дела, требованиях ст. ст. 46, 69, 70 НК РФ.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.

Суд полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам налогового органа, правильно применил ст. ст. 46, 69, 70 НК РФ, принял законное и обоснованное решение.

Как следует из материалов дела, правильно установлено судом, 09.03.05 Инспекция ФНС России N 18 по Москве вынесла требование об уплате налога N 2632 о начислении заявителю НДС в размере 129713796 руб. по сроку уплаты 22.09.03 и пени в размере 31163275 руб.

После чего принято решение N 3782 от 22.03.05 о бесспорном взыскании, начислены по требованию
суммы недоимки по НДС в размере 129713796 руб. и пени в размере 31163275 руб. и направлены 29.03.05 в ЗАО “Райффайзенбанк Австрия“ инкассовые поручения от 22.03.05 на сумму взыскиваемой недоимки по НДС и от 22.03.05 на сумму взыскиваемой пени по НДС.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Оспариваемое требование не содержит ни оснований начисления недоимки, ни ссылки на положения закона, установившего обязанность уплатить начисленную недоимку.

Как установлено ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Требование выставлено 09.03.05, тогда как срок уплаты НДС указан 22.09.03.

Процедура принудительного исполнения налоговым органом добровольно неисполненной налогоплательщиками обязанности по уплате налогов установлена статьями 45, 46, 69 и 70 НК РФ.

В соответствии с положениями данных статей НК РФ право налогового органа по принудительному взысканию налоговых платежей может быть реализовано только при соблюдении сроков давности на принудительное взыскание.

В случае пропуска налоговым органом сроков давности на принудительное взыскание налогов добровольно неисполненная налогоплательщиком обязанность по уплате налогов не может быть исполнена в
принудительном порядке, т.е. все совершаемые налоговым органом действия по принудительному взысканию налогов не могут считаться законными действиями.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 указал, что согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера. Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ.

При этом пунктом 3 ст. 46 НК РФ установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающегося к уплате налога.

Принудительное исполнение обязанности по
уплате налога осуществляется налоговым органом последовательно, сначала в бесспорном, а затем в судебном порядке.

При этом принудительное исполнение обязанности по уплате налога в судебном порядке реализуется налоговым органом после пропуска срока давности для бесспорного взыскания сумм налога. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ указал, что на основании п. 3 ст. 46 НК РФ налоговый орган, не реализовавший полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, вправе обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица.

Принудительное взыскание сумм недоимки и пени в бесспорном порядке может быть реализовано только в пределах 60 дней после истечения срока на уплату налога, указанного в требовании об уплате налога и пени, что является процессуальной гарантией соблюдения налоговым органом процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога в бесспорном порядке.

Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 17 марта 2003 г. N 71 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 6 Информационного письма).

Также в п. 9 данного Информационного письма Президиум ВАС РФ разъяснил, что пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на взыскание недоимки.

Таким образом, 60-дневный срок подлежит исчислению с момента окончания установленных ст. 70 НК РФ сроков выставления требования об уплате налога, а не с момента выставления налоговым
органом требования об уплате налога с нарушением установленных ст. 70 НК РФ сроков.

Закрепленная НК РФ процедура принудительного исполнения обязанности по уплате налога не предоставляет налоговому органу права на продление сроков как бесспорного, так и судебного порядка принудительного исполнения обязанности по уплате налога в связи с нарушением положений ст. 70 НК РФ.

Нарушение налоговым органом установленных ст. 70 НК РФ сроков выставления требования не может приостанавливать или продлевать сроки взыскания налогов в принудительном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.06.2005 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-18811/05-76-2005 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ N 18 по г. Москвы - без удовлетворения.