Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 18.05.2005 N КГ-А40/3799-05 За счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате установки квартирного телефона и на абонентскую плату за пользование им.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 мая 2005 г. Дело N КГ-А40/3799-05“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Ж., судей С.И., Ф., при участии в заседании от истца: ОАО “Уралсвязьинформ“ (Р. - дов. от 16.12.04 N 21-07-554, К. - дов. от 16.12.04 N 21-07-555); от третьего лица: Минфин России (Ш. - дов. от 11.01.02 N 08-04-14/13), рассмотрев 12.05.05 в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - Минфина России - на решение от 11.10.04 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Т., и постановление от 23.12.04 N 09-АП-5764/04 Девятого
арбитражного апелляционного суда, принятое судьями К.А., К.Д., С.Т., по иску ОАО “Уралсвязьинформ“ к Минтруду России о взыскании убытков, третьи лица: Минфин России, Министерство социальной защиты населения Свердловской области,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Уралсвязьинформ“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству труда и социального развития РФ о взыскании 80282354 руб. 48 коп. убытков, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате услуг связи в 2003 году.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов РФ и Минсоцзащиты Свердловской области.

Решением от 11.10.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.12.04, иск удовлетворен.

При этом суд исходил из того, что Минтрудом России не выполнены обязанности по возмещению истцу затрат, связанных с применением Федерального закона “О ветеранах“.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить судебные акты, отказав в иске, указывая, что финансирование расходов по предоставлению льгот по оплате абонентской платы за пользование квартирным телефоном осуществлено Минтрудом России в пределах средств, выделенных в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2003 год“, вследствие чего незаконного бездействия со стороны Минтруда России не допущено. Согласно п. 5 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ акты, устанавливающие обязательства, не предусмотренные бюджетным законодательством, не применяются. По мнению Минфина России, причиной возникновения у истца спорных убытков стало ненадлежащее исполнение органом социальной защиты населения своих обязательств по государственному контракту.

В судебном заседании представитель Минфина России поддержал доводы кассационной жалобы, указав, что истцом необоснованно в расчет суммы убытков, кроме тарифа, включена наценка, а также начислено НДС на сумму понесенных расходов.

ОАО “Уралсвязьинформ“ представило отзыв, в котором, напротив, возражает против удовлетворения кассационной жалобы и просит оставить судебные акты
без изменения, полагая, что убытки понесены вследствие бездействия Минтруда России.

Минтруд России и Министерство социальной защиты населения Свердловской области отзывов на жалобу не представили, о процессе извещены, представителей в суд не направили.

Проверив законность обжалованных судебных актов, заслушав представителей Минфина России и ОАО “Уралсвязьинформ“, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона и абонентской платы за пользование им.

Согласно Правилам возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.00 N 963 и продленных на 2003 год, финансирование операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением ветеранам услуг связи на льготных условиях, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2003 году Минтруду РФ на реализацию льгот ветеранам.

Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что Минтруд РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации.

Как установлено судом при рассмотрении спора по существу, ОАО “Уралсвязьинформ“ в 2003 году понесло расходы в связи с предоставлением льгот в виде 50% скидки по абонентской плате за пользование квартирными телефонами и его бесплатной установке отдельной категории граждан в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

Между тем Минтруд России не принял надлежащих мер к компенсации расходов ОАО “Уралсвязьинформ“. Вследствие финансирования не в полном объеме сумма невозмещенных расходов составила
80282354 руб. 48 коп.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что убытки ОАО “Уралсвязьинформ“ причинены вследствие невыполнения Минтрудом России, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ обязанностей.

Расходы в таком случае подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. В соответствии со ст. 1071 и п. 3 ст. 125 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами.

Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования.

Доводы Минфина России относительно того, что убытки причинены бездействием органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, материалами дела не подтверждаются.

Довод относительно п. 5 ст. 83 Бюджетного кодекса, согласно которому акты, устанавливающие обязательства, не предусмотренные бюджетным законодательством, не применяются, отклоняется.

В 2003 году закон о бюджете предусматривал выделение денежных средств на реализацию льгот, следовательно, Федеральные законы “О связи“ и “О ветеранах“ применительно к 2003 г. должны рассматриваться как действующие.

Довод Минфина России относительно того, что расходы должны возмещаться на сумму, не превышающую утвержденные лимиты бюджетных обязательств, также отклоняется.

Актами сверки, оформленными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.00 N 963, подтверждается размер понесенных расходов оператором связи исходя из фактического объема оказанных услуг.

Расходы коммерческой организации от предоставления льгот должны возмещаться в полном объеме.

Довод Минфина России о неправильном расчете расходов не может быть принят во внимание, т.к. документально не
подтвержден.

Довод Минфина России о том, что на взыскиваемую сумму убытков не подлежит начислению НДС, отклоняется.

В данном случае НДС, уплаченный истцом за оказанные услуги, включен в состав убытков.

При таких обстоятельствах судом не допущено нарушений норм закона, влекущих изменение или отмену обжалованного судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.04 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.04 N 09-АП-5764/04 по делу N А40-37303/04-9-449 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов РФ - без удовлетворения.