Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.12.2005 N А19-4589/05-6-Ф02-6516/05-С2 Суд правомерно взыскал убытки в виде недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 декабря 2005 г. Дело N А19-4589/05-6-Ф02-6516/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 30 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 17 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4589/05-6 (суд первой инстанции: Коломинова Н.Ю.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Матинина Л.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Рассвет“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к
Управлению социальной защиты населения Черемховского городского муниципального образования о взыскании 323417 рублей 84 копеек расходов, понесенных в связи с реализацией Федерального закона “О ветеранах“.

В порядке статей 46, 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве ответчика привлечена Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил наименование одного из ответчиков, поскольку Управление социальной защиты населения мэрии Черемховского городского муниципального образования реорганизовано в форме слияния с отделом социальной защиты населения г. Свирска и МУ “Центр социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий“ и на основании постановления мэра от 31.01.2005 N 34 зарегистрировано юридическое лицо МУ “Комплексный центр социального обслуживания населения администрации Черемховского городского муниципального образования“.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил исковые требования до 152920 рублей 92 копеек. От исковых требований на сумму 106318 рублей истец отказался в связи с погашением задолженности и просил взыскать 46602 рубля 92 копейки. Отказ судом был принят.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2005 года исковые требования удовлетворены, взыскано с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу ООО “Рассвет“ 46602 рубля 92 копейки затрат по исполнению Федерального закона “О ветеранах“.

Постановлением апелляционной инстанции от 17 октября 2005 года решение оставлено без изменений.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Главное финансовое управление Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение
от 30 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 17 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4589/05-6 и принять новый судебный акт.

Главное финансовое управление Иркутской области считает недоказанными истцом факт и размер понесенных расходов. Заявитель полагает, что сумма льгот не является выпадающим доходом истца и не составляет сумму убытков, незаконное бездействие с его стороны отсутствует. Кроме того, суд не учел положения статей 83, 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральных законов “О федеральном бюджете на 2003 год“, “О федеральном бюджете на 2004 год“.

В кассационной жалобе Главное финансовое управление Иркутской области ссылается на нарушение статей 15, 16, 401, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 83, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

МУ “Комплексный центр социального обслуживания населения администрации Черемховского городского муниципального образования“ в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы последней, ссылаясь на законность принятых по делу судебных актов.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела N А19-4589/05-6, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 46602,92 рубля (с учетом уточнений), возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по Федеральному закону “О ветеранах“.

Основанием иска указано неисполнение ответчиком в полном объеме обязанности по возмещению расходов,
связанных с предоставлением в период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года льгот по оплате услуг связи абонентам, имеющим право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона “О ветеранах“.

Как следует из материалов дела, ООО “Рассвет“ в период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года предоставило льготы лицам, имеющим право на льготное обеспечение согласно Федеральному закону “О ветеранах“ N 5-ФЗ от 12.01.1995.

С учетом частичного финансирования сумма недополученных расходов от предоставления льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ за указанный период составила 46602 рубля 92 копейки.

Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ, не были возмещены в полном объеме, в связи с чем ООО “Рассвет“ обратилось в суд с иском о взыскании 46602 рублей 92 копеек.

Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что истец в период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона “О ветеранах“ предоставлял льготы ветеранам при оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес определенные расходы, подлежащие возмещению за счет субъекта Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, вытекает из прямого указания закона и возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ расходы истца по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных
услуг не были возмещены. При этом Арбитражный суд Иркутской области руководствовался статьями 8, 15, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 10, 14, 15, 16, 18, 21, 22 Федерального закона “О ветеранах“.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы правомерными и обоснованными.

В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил договоры о возмещении выпадающих доходов от предоставления льгот гражданам N 40, N 37, N 36 от 05.01.2004, список квартиросъемщиков, пользующихся льготами, акты сверки взаиморасчетов по состоянию на 23.06.2004, 23.12.2004, счета-фактуры.

Арбитражный суд Иркутской области установил, что размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг ветеранам, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчик, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных ветеранам услуг, не представил. Спора по объему и стоимости оказанных услуг между сторонами нет.

Также Арбитражный суд Иркутской области пришел к выводу, что истец недополучил по вине субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (пункт 1.1 Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области) стоимость оказанных им в апреле 2003 - декабре 2004 года услуг.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. В связи с этим Федеральным законом “О ветеранах“ (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Следуя предписанию закона, истец в 2003 - 2004 годах оказал услуги данной категории граждан по
заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно и правомерно пришли к выводу, что в этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральный закон “О ветеранах“ не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

В соответствии с подпунктами “а“, “б“ пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ (в редакции, действовавшей в 2003 - 2004 годах (до 22.08.2004)) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

Названным Законом также не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по его исполнению.

Порядок возмещения расходов, указанных в статье 10 Федерального закона “О ветеранах“, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот имеющим право на льготное обеспечение, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (п. 2
ст. 10 названного Закона).

На территории Иркутской области названный порядок возмещения расходов утвержден постановлениями губернатора Иркутской области от 14.02.2003 N 66-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2003 году“, на 2004 год - от 13.04.2004 N 219-п “О порядке возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом “О ветеранах“.

Согласно приложению N 9 к Закону Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 год“ от 28.12.2002 N 65-оз, приложению N 10 к Закону Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“ от 24.12.2003 N 74-оз, на финансирование Федерального закона “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ в областном бюджете в 2003 году предусмотрены средства в размере 484804000 рублей, в 2004 году - 510399000 рублей.

На основании приложения N 8 к Закону Иркутской области “Отчет об исполнении областного бюджета за 2003 год“ от 30.09.2004 N 45-оз и представленной информации за 2004 год возмещение расходов по Федеральному закону “О ветеранах“ за 2003 - 2004 годы произведено в размере 100%, фактически истец недополучил возмещение понесенных расходов по Федеральному закону “О ветеранах“ в сумме 46602,92 рубля.

Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ООО “Рассвет“ права требования их возмещения.

Между тем выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.

Федеральным законом “О ветеранах“ возмещение предприятию расходов по предоставлению лицам, имеющим право на льготное обеспечение, в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.

Арбитражный суд Иркутской области установил, что из имеющихся в материалах дела документов (договоров, платежных документов, отчетов
о предоставлении льгот, актов сверок объемов льгот) факт предоставления истцом льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг подтверждается. Расходы истца не были компенсированы в полном объеме

Отклоняется довод заявителя кассационной жалобы об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.

Ссылка Главного финансового управления Иркутской области на то, что к возникшим между сторонами отношениям должны применяться нормы бюджетного законодательства, несостоятельна.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к гражданским правоотношениям относятся отношения участников гражданского оборота, урегулированные нормами гражданского права.

Обязанность коммерческой организации оказать гражданам (ветеранам) коммунальные услуги по льготным ценам вытекает из норм гражданского законодательства, вместе с тем обязанность государства, его субъектов и муниципальных образований возместить стоимость этих услуг вытекает из норм публичного права.

Таким образом, отношения сторон по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение, относятся к гражданско-публично-правовым отношениям, регулирование которых осуществляется нормами гражданского права, а не бюджетного, как считает заявитель жалобы.

Довод Главного финансового управления Иркутской области о том, что истцом не доказан размер понесенных расходов, не соответствует материалам дела.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков. Решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции приняты
с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 17 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4589/05-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

М.Д.РЮМКИНА