Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.11.2005 N А19-7511/05-14-Ф02-5639/05-С2 Суд правомерно взыскал расходы, понесенные в связи с предоставлением инвалидам льгот по оплате установки телефона и абонентской плате, поскольку данные расходы возмещаются за счет средств казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 ноября 2005 г. Дело N А19-7511/05-14-Ф02-5639/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,

при участии в судебном заседании:

представителя Министерства финансов Российской Федерации - Григорчук Н.В. (доверенность от 13 августа 2005 года N 14-11/13),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 6 июня 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 8 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7511/05-14 (суд первой инстанции: Ушакова О.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова
С.Ю., Сорока Т.Г., Дягилева И.П.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество (ЗАО) “АТС-41“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 2394197 руб. 1 коп., составляющих расходы, возникшие в связи с предоставлением в период с 2002 года по 2004 год льгот по установке телефона и абонентской плате в рамках Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О ветеранах“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: администрация г. Братска и Управление социальной защиты Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2005 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 6 июня 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 8 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области отменить, в иске отказать.

По мнению заявителя жалобы, выводы арбитражного суда о наличии оснований для удовлетворения требований не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель полагает, что в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны по искам о возмещении вреда должно быть привлечено Министерство труда и социального развития Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств, выделяемых на реализацию Федерального закона “О ветеранах“.

Кроме того, заявитель указывает на то, что судом не учтен введенный в 2000 году статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации приоритет бюджетного законодательства в
установлении бюджетных обязательств.

Заявитель в жалобе ссылается также на то, что отсутствует причинно-следственная связь между образовавшейся задолженностью по оплате предоставленных услуг и исполнением Министерством финансов Российской Федерации своих обязательств по подготовке проекта бюджета. Следовательно, нельзя признать действия Министерства финансов Российской Федерации незаконными.

Администрация г. Братска и ЗАО “АТС-41“ в отзывах на кассационную жалобу отклонили ее доводы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.

Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, основанием иска - ненадлежащее исполнение Российской Федерацией обязательств по возмещению расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральными законами “О социальной защите инвалидов“ и “О ветеранах“.

Арбитражный суд Иркутской области удовлетворил исковые требования в полном объеме, поскольку истец недополучил в полном объеме стоимость оказанных им услуг в период 2002 - 2004 годов лицам, имеющим право на льготы по абонентской плате и при установке телефона.

Выводы Арбитражного суда Иркутской области являются законными и обоснованными.

Статьей 30 Федерального закона “О связи“ (утратил силу с 1 января 2004 года) и статьей 47 Федерального закона “О связи“ (действует с 1 января 2004 года) предусмотрено, что для отдельных категорий граждан могут устанавливаться льготы и преимущества.

Федеральными законами “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусмотрены льготы по оплате услуг связи.

Согласно статье 10 Федерального закона “О
ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, в том числе по оплате установки квартирного телефона и абонентской плате за пользование телефоном, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года утвержден порядок возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение льгот. Данный порядок продлен на период 2002 - 2004 годов.

Согласно названным Правилам возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи инвалидам производится за счет средств федерального бюджета.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что оператор связи - ЗАО “АТС-41“ за период 2002 - 2004 годов предоставил льготы ветеранам, инвалидам, но в возмещение расходов поступило из средств федерального бюджета недостаточное количество денежных средств.

Факт предоставления истцом предусмотренных законами льгот подтвержден материалами дела.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ЗАО “АТС-41“. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральные законы “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О ветеранах“ и “О связи“ не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Иркутской области об обоснованности исковых требований является правильным.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов,
подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи ветеранам и инвалидам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны, сумму 2394197 руб. 1 коп.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку являются необоснованными.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 6 июня 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 8 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 6 июня 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 8 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7511/05-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

М.Д.РЮМКИНА