Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2005 N А19-10253/05-15-Ф02-4484/05-С1 Суд обоснованно отказал в удовлетворении требований налогового органа о взыскании штрафных санкций за непредставление документов, подтверждающих правомерность применения вычетов по НДС, а также за неуплату данного налога, поскольку факт вручения налогоплательщику требования о необходимости представления таких документов материалами дела не доказан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 сентября 2005 г. Дело N А19-10253/05-15-Ф02-4484/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Парской Н.Н.,

судей: Борисова Г.Н., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании:

представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска Иркутской области - Волынкина В.А. (доверенность N 08-10/1 от 11.01.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска Иркутской области на решение от 2 июня 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10253/05-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России
по Свердловскому округу г. Иркутска Иркутской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Строительно-проектное бюро “Ойкос“ (далее - общество) налоговых санкций в сумме 53551 рубля 60 копеек.

Решением суда от 2 июня 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого решения не проверялись.

Налоговая инспекция, не согласившись с выводами, изложенными в судебном решении, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд при вынесении решения пришел к необоснованному выводу о незаконности привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции обществом не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако общество своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.

Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя налоговой инспекции и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой
декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года.

При проведении проверки налоговой инспекцией в адрес общества направлено требование от 18 октября 2004 года N 10-27/315-15377 о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налогоплательщиком вычетов по налогу на добавленную стоимость.

В связи с непредставлением документов, необходимых для проведения проверки, и неподтверждением правомерности применения налоговых вычетов, отраженных обществом в налоговой декларации за август 2004 года, налоговой инспекцией вынесено решение от 29 ноября 2004 года N 10-32/6808-1263 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 52951 рубля 60 копеек за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 264758 рублей, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации - в виде штрафа в сумме 600 рублей. Данным решением налогоплательщику помимо указанных сумм налога и налоговых санкций предложено уплатить сумму пени за неуплату налога в размере 6682 рублей 45 копеек.

На основании решения налоговой инспекцией в адрес общества направлены требования от 6 декабря 2004 года N 3477, 14-25/813 об уплате налоговых санкций, неисполнение которых в установленный срок явилось основанием для обращения налоговой инспекции в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании соответствующих сумм штрафа в принудительном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности налоговой инспекцией факта вручения налогоплательщику требования о представлении документов, а также совершения обществом налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 122 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и
уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, либо приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычеты по налогу на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31, статье 88, пункту 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Пунктом 1 статьи 122 Кодекса предусмотрена ответственность налогоплательщиков за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской
Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

При этом согласно статье 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

Пунктом 6 статьи 108 Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. В соответствии со статьей 109 Кодекса отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией не представлены доказательства вручения требования от 18 октября 2004 года N 10-27/315-15377 о представлении документов. Таким образом, арбитражным судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии вины общества в совершении налогового правонарушения, состав которого предусмотрен пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, а также о необоснованности вывода налоговой инспекции о неправомерном применении обществом вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку данный вывод мог быть основан на оценке документов, предусмотренных статьей 172 Кодекса.

Так как данные документы налоговой инспекцией не исследовались и Кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика по представлению данных документов вместе с налоговой декларацией, вывод суда о незаконности привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, является правильным.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 2 июня 2005 года Арбитражного
суда Иркутской области по делу N А19-10253/05-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

М.А.ПЕРВУШИНА