Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.2005 N А19-31624/04-26-Ф02-3618/05-С1 Дело о признании недействительным решения налогового органа, касающегося отказа в возмещении из бюджета НДС, направлено на новое рассмотрение, поскольку в постановлении суда апелляционной инстанции не указаны мотивы несогласия с выводами суда первой инстанции о законности оспариваемого решения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 августа 2005 г. Дело N А19-31624/04-26-Ф02-3618/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Брюхановой Т.А., Парской Н.Н.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Астахова М.В. (доверенность от 05.07.2005 N 1),

от ответчика - Канашкова Р.А. (доверенность от 11.01.2005 N 05-34/1-16), Родина П.А. (доверенность от 17.01.2005 N 05-34/54),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска на постановление апелляционной инстанции от 12 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-31624/04-26 (суд первой инстанции:
Копылова В.Ф.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Буяновер П.И., Белоножко Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “НИК-Сервис“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу города Иркутска Иркутской области (налоговая инспекция) от 18 ноября 2004 года N 362 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу города Иркутска Иркутской области на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска.

Решением суда от 3 февраля 2005 года в удовлетворении требований заявителя отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 12 мая 2005 года решение суда отменено, требования заявителя удовлетворены.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции по причине неправильного применения судом норм материального права.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что судом не исследованы обстоятельства, касающиеся происхождения товара, хозяйственных операций по его перепродаже на внутреннем рынке до реализации в таможенном режиме экспорта, а также не учтена вытекающая из этих фактов недостоверность счетов-фактур и товарно-транспортных накладных.

Обществом отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители налоговой инспекции в заседании кассационной инстанции подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества возражал против изменения или отмены постановления апелляционной инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 5 августа 2005 года.

После
окончания перерыва в судебное заседание представители сторон не явились.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит постановление апелляционной инстанции по делу подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как установлено судами при рассмотрении дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за июль 2004 года.

Налоговой проверкой установлена необоснованность применения обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по причине установления по результатам контрольных мероприятий недостоверности сведений документов, представленных в обоснование правомерности применения налоговых вычетов.

По результатам проверки вынесено решение от 18 ноября 2004 года N 362, которым подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0% и отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 867904 рублей.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным его положений об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 867904 рублей.

Суд первой инстанции, признав соответствующими закону выводы решения о неподтверждении действительного осуществления хозяйственных операций по заготовке и перепродаже леса, отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции исходил из соблюдения обществом всех требований, предъявляемых к подтверждению права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов.

Выводы суда апелляционной инстанции основаны на неполном исследовании обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 6 статьи 164, пунктом 3 статьи 172 и пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик представляет в
налоговый орган отдельную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям (при применении налоговой ставки 0 процентов) и документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса, на основании которых налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы налога, уплаченные при приобретении товарно-материальных ценностей, использованных при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт.

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов.

Исходя из требований и возражений лиц по делу и в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, в предмет доказывания по настоящему делу входит не только наличие оснований для уменьшения исчисленной суммы налога и соблюдение налогоплательщиком условий, при которых согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации он вправе включить суммы налога, уплаченного поставщикам, в состав вычетов,
но и действительность соответствующих обстоятельств.

Судом апелляционной инстанции принят судебный акт без исследования и оценки установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств о недостоверности данных счетов-фактур и товарно-транспортных накладных о грузоотправителе, отсутствии товарно-транспортных накладных, подтверждающих доставку лесопродукции до железнодорожных станций отправления, указанных в грузовых таможенных декларациях, установлении налоговой проверкой факта фиктивности расчета поставщика общества со своими контрагентами по сделкам приобретения экспортированного в последующем леса, а также неправомочности организации-лесозаготовителя на осуществление соответствующей деятельности.

При этом судом первой инстанции, установившим перечисленные обстоятельства, дана им всесторонняя оценка с точки зрения их влияния на право применения обществом налоговых вычетов и сделан вывод об отсутствии реальных хозяйственных связей, недоказанности происхождения факта легального приобретения и оплаты этой продукции поставщикам.

В силу статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, должен указать мотивы, по которым не согласился с выводами суда.

Постановление апелляционной инстанции от 12 мая 2005 года не отвечает требованиям статей 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не соответствует положениям о полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, что могло повлечь вынесение неправильного решения по делу.

При таких обстоятельствах дело подлежит направлению на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

При новом рассмотрении налоговой инспекции во исполнение своих процессуальных обязанностей по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), установленных частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежит представить документы, подтверждающие обстоятельства, положенные налоговой инспекцией в основу оспариваемого решения, а суду - всесторонне
и полно исследовать эти документы в качестве доказательств по делу и дать им надлежащую оценку.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 12 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-31624/04-26 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.Н.ПАРСКАЯ