Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.2005 N А19-31020/04-53-Ф02-3690/05-С2 Судебные инстанции правомерно удовлетворили исковые требования о возмещении убытков, возникших в связи с предоставлением льгот ветеранам по квартплате и оплате коммунальных услуг, поскольку материалы дела свидетельствуют о неисполнении государством в полном объеме своих обязательств по компенсации хозяйствующему субъекту затрат, связанных с практической реализацией указанных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 августа 2005 г. Дело N А19-31020/04-53-Ф02-3690/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Кулакова В.И., Орлова А.В.,

при участии в судебном заседании:

председателя жилищного кооператива N 40 - Забава Л.В. (протокол N 40 от 31.07.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 11 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 17 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-31020/04-53 (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А.,
Дягилева И.П.),

УСТАНОВИЛ:

Жилищный кооператив N 40 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании задолженности в размере 120461 рубля 44 копеек, возникшей в результате предоставления в 2002, 2003 годах гражданам льгот по квартплате и оплате коммунальных услуг по Федеральному закону “О ветеранах“.

Определением от 16 декабря 2004 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качества третьего лица - администрация Иркутской области.

Определением от 14 февраля 2005 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Решением от 11 марта 2005 года исковые требования удовлетворены, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу жилищного кооператива N 40 взыскано 120461 рубль 44 копейки расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О ветеранах“ в III - IV кварталах 2002 и 2003 годов. В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 17 мая 2005 года указанное решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 11 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 17 мая 2005 года отменить, принять по делу новый судебный акт.

Вопрос об отмене обжалуемых судебных актов рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм
материального права и процессуального права, в частности, пункта “ж“ статьи 72, статьи 76 Конституции Российской Федерации, статей 15, 401, 1064, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 83, 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“, Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год“, Федерального закона “Об принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“, главы IV.I Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, постановления Правительства Российской Федерации N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“, постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273 “Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации“, статьи 23 Закона Иркутской области “Об областном бюджете на 2002 год“, статьи 21 Закона Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 год“, постановлений губернатора Иркутской области N 348-п от 21.05.2002, N 66-п от 14.02.2003 “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2002 году“, “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2003 году“, статей 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель кассационной жалобы считает недоказанным состав правонарушения; для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков отсутствуют правовые основания.

По мнению заявителя, ответчик при исполнении областного бюджета действовал в соответствии с Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2002 год“, Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 год“, нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с этими законами. Компенсация расходов, понесенных истцом (если факты
предоставления льгот и сумма заявленных требований будут доказаны), должна производиться за счет средств федерального бюджета. Надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, отзыв на кассационную жалобу не представили.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав председателя жилищного кооператива N 40, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании задолженности в размере 120461 рубля 44 копеек за 2002 - 2003 годы.

Основанием иска жилищный кооператив N 40 указал на ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в рамках Федерального закона “О ветеранах“.

В обоснование своих требований истец представил копии: договора N 221-66-32/2 от 06.03.2002 о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, дополнительного соглашения N 221-66-159/3 от 14.08.2003 к договору от 06.03.2002 N 221-66-32/2, расшифровок к отчету о сумме выпадающих доходов от предоставления 50% скидки с коммунальных услуг, отчетов о сумме выпадающих доходов по 50% скидке по коммунальным услугам, актов сверки, а также предписание о погашении задолженности.

Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на отсутствие состава правонарушения, необходимого для привлечения к ответственности в виде взыскания убытков. Компенсация расходов, понесенных истцом в случае доказанности факта предоставления льгот и их размера, должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые
требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 15, 124, 125, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 14 - 22 Федерального закона “О ветеранах“, исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ расходы истца по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не были возмещены.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал, указав, что понесенные расходы по предоставлению ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должны возмещаться за счет средств бюджета Иркутской области, факт предоставления льгот ветеранам и размер задолженности ответчика в сумме 120461 рубля 44 копеек подтверждены надлежащими доказательствами.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав истца, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том
числе, на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 названного Закона).

Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у жилищного кооператива N 40 права требования их возмещения.

Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери истца в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ по оплате жилья и коммунальных услуг. В бюджете Иркутской области в 2002 - 2003 годах не была заложена необходимая для выплаты компенсации сумма.

Федеральным законом “О ветеранах“ возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что факты предоставления льгот ветеранам и размер задолженности по возмещению расходов истца в сумме 120461 рубля 44 копеек установлены. Указанные выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных
взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 11 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 17 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-31020/04-53 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 17 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-31020/04-53 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

А.В.ОРЛОВ