Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.07.2005 N А19-3715/05-27-Ф02-3486/05-С1 Судебные инстанции правомерно отказали в признании недействительным акта налогового органа о привлечении к административной ответственности за превышение остатка наличных денежных средств в кассе, так как материалами дела доказана вина заявителя, а отсутствие каких-либо вредных последствий не свидетельствует о малозначительности указанного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 июля 2005 г. Дело N А19-3715/05-27-Ф02-3486/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Гуменюк Т.А., Шелеминой М.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу областного государственного учреждения среднего профессионального образования “Нижнеудинское медицинское училище“ на решение от 14 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 30 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3715/05-27 (суд первой инстанции: Колосов В.И.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Белоножко Т.В., Архипенко А.А.),

УСТАНОВИЛ:

Областное государственное учреждение среднего профессионального образования “Нижнеудинское медицинское
училище“ (далее - училище) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об оспаривании постановления N 1 от 21 января 2005 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) о наложении штрафа в размере 40000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 14 марта 2005 года в удовлетворении требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 30 мая 2005 года решение суда от 14 марта 2005 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, училище обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и прекратить производство по делу.

По мнению заявителя кассационной жалобы, превышение остатка лимита кассы в размере 111 рублей 17 копеек является малозначительным административным правонарушением и несоразмерно с суммой штрафа - 40000 рублей.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 96729 от 07.07.2005, N 96733 от 06.07.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованных судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Как
видно из материалов дела, Нижнеудинским расчетно-кассовым центром Главного управления Банка России по Иркутской области (далее - РКЦ) проведена проверка училища по соблюдению порядка работы с денежной наличностью в соответствии с Положением Центрального банка России от 05.01.1998 N 14-П “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации“ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004.

По результатам проверки должностными лицами РКЦ составлена справка N 1, в которой зафиксирован факт превышения училищем остатка наличных денег в кассе за период с 15.11.2004 по 22.11.2004 в сумме 1611 рублей 17 копеек.

21.01.2005 налоговым органом в пределах полномочий, установленных статьей 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении и принято постановление N 1 о привлечении училища к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения училища в арбитражный суд с требованием об оспаривании вышеуказанного постановления.

Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что налоговой инспекцией доказано наличие в действиях (бездействии) училища состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что выводы Арбитражного суда Иркутской области соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно пунктам 22, 24 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или
выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.

Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными (пункт 14 Порядка).

В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в фактическом получении выручки и неотражении ее в соответствующих бухгалтерских документах.

Материалами дела подтверждается вывод суда о том, что налоговая инспекция доказала факт остатка денежной наличности в кассе.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были
приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).

Неисполнение работником юридического лица, выполняющим обязанности продавца (оператора) или бухгалтера-кассира, своих трудовых обязанностей, в число которых входит и соблюдение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля юридического лица за исполнением работниками, действовавшими в его интересах, своих трудовых обязанностей. Все торговые операции, осуществляемые в торговой точке юридического лица, производятся от его имени, следовательно, принимая на работу продавца или бухгалтера-кассира, юридическое лицо несет ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Вина конкретного работника в совершении административного правонарушения не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение (пункт 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Суд кассационной инстанции отклоняет также довод заявителя о малозначительности указанного административного правонарушения.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Общественная опасность правонарушения соизмеряется законодателем в том числе видом и размером установленной за него санкции.

Отсутствие каких-либо угроз для личности, общества или государства и отсутствие вредных последствий не является основанием для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса, является формальным составом, следовательно, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности. При этом необходимо иметь в виду, что объектом указанного правонарушения является установленный порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, и нарушение
этого порядка независимо от последствий образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Налоговой инспекцией правомерно с учетом всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела назначено училищу административное наказание в минимально допустимом санкцией статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размере.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 30 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3715/05-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

М.М.ШЕЛЕМИНА