Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2005 N А58-4484/04-Ф02-2162/05-С1 Суд правомерно отказал налоговому органу во взыскании штрафа за неуплату единого социального налога, поскольку налоговым органом не доказана правомерность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 мая 2005 г. Дело N А58-4484/04-Ф02-2162/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Нерюнгри на решение от 14 января 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4484/04 (суд первой инстанции: Столбов В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нерюнгри (в настоящее время преобразована в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Нерюнгри, далее
- налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Частное охранное предприятие “Иприт“ (далее - общество) налоговых санкций в сумме 18882 руб. 32 коп., предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Письмом от 29.12.2004 N 34-3/28980 налоговая инспекция заявила отказ от заявленных требований в связи с добровольной оплатой обществом налоговых санкций.

Решением суда от 14 января 2005 года производство по делу в части взыскания 98 руб. 8 коп. налоговой санкции прекращено. В удовлетворении требований о взыскании налоговых санкций в сумме 18783 руб. 42 коп. отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании налоговых санкций в сумме 18783 руб. 42 коп., не учел, что в соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если в налоговом периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате. Занижение суммы налога к уплате влечет привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомление N 91970 от 04.05.2005), однако своего представителя в судебное заседание не направила, поэтому кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.

Определение о времени и месте
рассмотрения кассационной жалобы, направленное в адрес общества: г. Хабаровск, ул. Салтыкова-Щедрина, 64, лит. 4 возвращено с отметкой органа связи “адресат выбыл“.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, обществом в налоговую инспекцию представлена декларация по единому социальному налогу за 2003 год.

Проведенной камеральной проверкой данной декларации установлено, что обществом заявлен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 164297,11 рубля, при этом фактически за 2003 год уплачены страховые взносы в сумме 70380 рублей. Указанное нарушение привело к неуплате единого социального налога в сумме 93917,11 рубля.

По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение N 34-3/11501 от 21.06.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога в виде взыскания штрафных санкций в сумме 18882,32 рубля.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания налоговых санкций в сумме 18783,42 рубля, суд обоснованно исходил из того, что налоговым органом не доказана правомерность привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии
со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

С учетом изложенного общество было вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период. Правильность определения учреждением размера подлежащих уплате страховых взносов и авансовых платежей за указанные периоды в соответствии с положениями Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ налоговой инспекцией не оспаривается.

Следовательно, в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта, принятого по
настоящему спору.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14 января 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4484/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

М.М.ШЕЛЕМИНА