Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2005 N А19-18923/04-24-Ф02-1569/05-С1 Суд правомерно признал незаконным постановление налогового органа о взыскании пеней за счет имущества налогоплательщика, поскольку все предусмотренные процедурой принудительного взыскания налогов, пеней юридически значимые действия налоговых органов производятся в отношении одного и того же налогоплательщика.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 мая 2005 г. Дело N А19-18923/04-24-Ф02-1569/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Косачевой О.И., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска - Салмановой Н.Л. (доверенность от 07.02.2005 N 646-70-08/5),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу г. Иркутска на решение от 6 декабря 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-18923/04-24 (суд первой инстанции: Зволейко О.Л.),
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска (Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений от 04.06.2004 N 162, 310 и постановлений от 04.06.2004 N 158, 249 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу г. Иркутска, преобразованной в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу г. Иркутска, о взыскании пеней за счет имущества Комитета.
Третьими лицами привлечены подразделение судебных приставов Службы судебных приставов Иркутской области Главного управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу и Департамент образования Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
Решением от 6 декабря 2004 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель полагает, что, поскольку реорганизация отдела образования Комитета (отдел) путем присоединения к Департаменту образования г. Иркутска не завершена, а отдел является структурным подразделением Комитета, налоговая инспекция вправе обратить взыскание на имущество, принадлежащее Комитету, погашая задолженность отдела по уплате налогов и пеней.
Инспекция считает, что порядок принудительного взыскания, предусмотренный статьями 69, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, ею был соблюден.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по управлению Ленинским округом просит оставить ее без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовые уведомления N 91175 - 91177 от 11.04.2005), но налоговая инспекция и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав мнение Комитета, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела усматривается, что требованиями N 7108, 1505 налоговая инспекция предложила отделу уплатить в добровольном порядке в бюджет пени в суммах 24294 рублей 95 копеек и 15844 рублей 56 копеек соответственно за неуплату налога на добавленную стоимость и единого социального налога.
В связи с неисполнением названных требований в установленные сроки налоговая инспекция вынесла решения от 09.03.2004 N 362, от 12.05.2004 N 991 о взыскании пеней в суммах 24294 рублей 95 копеек и 15844 рублей 56 копеек за счет денежных средств отдела на счетах в банках и на расчетный счет N 40603810918350100024, открытый в Иркутском городском отделении N 8586 Байкальского банка Сбербанка РФ выставила инкассовые поручения от 09.03.2004 N 1767, 1768, 1769, 1770, от 12.05.2004 N 4221, 4222, 4223, 4224 на взыскание указанных сумм.
04.06.2004 налоговая инспекция вынесла решение N 310 и постановление N 249 о взыскании пеней в сумме 15844 рублей 56 копеек за счет имущества Комитета, решение N 162 и постановление N 158 о взыскании пеней в сумме 24294 рублей 95 копеек также за счет имущества Комитета.
Несогласие Комитета с вынесенными решениями и постановлениями о взыскании пеней за счет его имущества послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что налоговой инспекцией не доказана правомерность взыскания пеней за счет имущества Комитета.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Пунктом 7 статьи 46, пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенных положений налогового законодательства, все предусмотренные процедурой принудительного взыскания налогов, пеней юридически значимые действия налоговых органов производятся в отношении одного и того же налогоплательщика-организации, у которого возникла недоимка или задолженность, либо иной организации, к которой перешла обязанность по их уплате, согласно положению статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что требования об уплате пеней и решения о взыскании пеней за счет денежных средств на счетах в банках были вынесены налоговой инспекцией в отношении одного налогоплательщика - отдела, а решения и постановления о взыскании пеней за счет имущества - в отношении другого налогоплательщика - Комитета.
Неисполнение налоговой инспекцией обязанности, предусмотренной частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части представления доказательств, подтверждающих правомерность взыскания за счет имущества Комитета пеней, задолженность по уплате которых возникла у отдела, является основанием для признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 6 декабря 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-18923/04-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
Н.Н.ПАРСКАЯ