Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.04.2005 N А19-13506/04-18-Ф02-1508/05-С1 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа об отказе в возмещении из бюджета НДС, так как налоговым органом не доказана недобросовестность действий налогоплательщика по применению налоговых вычетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 13 апреля 2005 г. Дело N А19-13506/04-18-Ф02-1508/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска - Корниенко Д.Г. (доверенность N 05-34/4-108 от 13.01.2005), Краморенко М.Ю. (доверенность N 05-34/15-111 от 13.01.2005),

от индивидуального предпринимателя Перцева С.К. - Белозерского Д.Е. (доверенность от 28.02.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска на постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2005 года Арбитражного
суда Иркутской области по делу N А19-13506/04-18 (суд первой инстанции: Дубынина Т.В.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Белоножко Т.В., Сорока Т.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Перцев Сергей Константинович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу города Иркутска (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 20.04.2004 N 07/27-78 в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 1759931 рубля 70 копеек.

Решением суда от 18 ноября 2004 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 9 февраля 2005 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении заявленного требования.

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска (правопреемник Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу города Иркутска) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.

В кассационной жалобе заявитель указывает на правомерность отказа обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, не соответствующих требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган считает, что счет-фактура, выставленный ООО “Авангард-Сервис“, не содержит расшифровок подписей лиц, составивших документ, а счета-фактуры, выставленные ЗАО “Сиблэкс“ и ООО “Восток“, содержат недостоверные сведения о грузоотправителе и грузополучателе.

Также налоговый орган не согласен с выводом суда о правомерности применения обществом налоговых вычетов по поставщикам ЗАО “Сиблэкс“ и ООО “Восток“, так как в нарушение статьи 9 Федерального закона
“О бухгалтерском учете“ налогоплательщиком не подтверждена транспортными накладными доставка приобретенных товаров и их принятие на учет. По мнению налогового органа, представленные налогоплательщиком товарные накладные не могут являться основанием для принятия сумм налога к вычету, поскольку не содержат полной и достоверной информации о фактических обстоятельствах приобретения товаров.

Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, полагая правомерным предъявление к возмещению из бюджета 1759931 рубля 70 копеек налога на добавленную стоимость.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Перцев Сергей Константинович зарегистрирован 09.06.1999 Регистрационной палатой администрации города Иркутска в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Предприниматель частично оспаривает решение N 07/27-78, принятое инспекцией 20.04.2004 по результатам камеральной проверки представленных налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2003 года и документов в подтверждение обоснованности применения указанной налоговой ставки. Данным решением предпринимателю было отказано в возмещении из бюджета 3240264 рублей налога на добавленную стоимость.

Основанием для отказа в возмещении 1759931 рубля 70 копеек налога на добавленную стоимость налоговый орган указал несоответствие положениям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры N 619, выставленного ООО “Авангард-Сервис“, в связи с отсутствием в нем расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера поставщика, недостоверность сведений, содержащихся в счетах-фактурах, выставленных ЗАО “Сиблэкс“, ООО “Восток“, а также отсутствие товаросопроводительных документов, подтверждающих реальное перемещение товаров от поставщиков к предпринимателю и принятие на учет приобретенного товара.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая
предпринимателю в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что им не соблюдены условия, предусмотренные статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации для предъявления налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и признавая незаконным решение инспекции в оспариваемой части, пришел к выводу о правомерности применения предпринимателем вычетов по налогу на добавленную стоимость в указанном размере.

В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также при приобретении товаров для перепродажи.

Налоговые вычеты согласно пунктам 1 и 3 статьи 172 Кодекса производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), а при реализации продукции на экспорт - также при представлении документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 176 Кодекса установлено, что суммы налоговых вычетов, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Следовательно, право на возмещение из бюджета суммы налога, уплаченного поставщику экспортированного впоследствии товара, возникает у налогоплательщика на основании счетов-фактур, выставленных и составленных в соответствии с установленными законодательством требованиями, документов, подтверждающих уплату суммы указанного налога поставщику, а также
реально произведенного экспорта и оплаты иностранным покупателем товара.

Налоговым органом по результатам камеральной проверки представленных предпринимателем документов подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт.

В подтверждение права на применение налоговых вычетов предприниматель представил в инспекцию счета-фактуры и платежные документы, подтверждающие оплату приобретенной продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Арбитражным судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод инспекции о неправомерности применения обществом вычета по налогу на основании счета-фактуры N 619 от 26.08.2003, выставленного ООО “Авангард-Сервис“ и не содержащего расшифровки подписей должностных лиц.

Из пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

В данной норме не содержится требований об обязательной расшифровке подписей лиц, выдавших счета-фактуры. Поэтому отсутствие расшифровки подписей лиц, выдавших счет-фактуру, не может являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов, если не имеется достоверных данных о том, что подписи учинены неуполномоченными лицами поставщика товаров (работ, услуг).

Инспекцией при проведении проверки не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о подписании счета-фактуры N 619 от 26.08.2003, выставленного ООО “Авангард-Сервис“, неуполномоченными лицами продавца.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что счета-фактуры, выставленные ЗАО “Сиблэкс“, не соответствуют требованиям, предъявляемым к их
оформлению статьей 169 Кодекса, поскольку контрагенты поставщика - ООО “Стройнефтьсервис“, ООО “Стратрейдинг“, ООО “Имидж-Сервис“ - не находятся по юридическому адресу, указанному в счетах-фактурах, не представляют налоговую отчетность, не может быть принят во внимание, так как данные обстоятельства налоговым органом не отражены в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость. В решении инспекцией не указаны доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.

В связи с этим и учитывая пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованность указанного довода кассационной жалобы не подлежит проверке.

Инспекция при проведении проверки указала на недостоверность сведений, содержащихся в счетах-фактурах, выставленных ЗАО “Сиблэкс“, поскольку названным поставщиком в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2003 года не отражена выручка от реализации товаров по этим счетам-фактурам.

Данный вывод налогового органа является несостоятельным, так как неуплата в бюджет поставщиком налога не является обстоятельством, обуславливающим право налогоплательщика на применение вычетов налога на добавленную стоимость, уплаченного данному поставщику.

Довод инспекции о недостоверности сведений о грузоотправителе и грузополучателе в счетах-фактурах, выставленных ООО “Восток“, а также об отсутствии товаросопроводительных документов, подтверждающих принятие налогоплательщиком товаров на учет, приобретенных у ЗАО “Сиблэкс“ и ООО “Восток“, был проверен и правомерно отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден 13.08.2002 Приказами Министерства финансов Российской Федерации N 86н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-04/430.

В соответствии с пунктом 4 названного Порядка учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в
Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов.

Согласно пунктам 4, 9 названного Порядка выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные данным пунктом обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности указанных в них сведений.

Из условий договоров от 09.06.2003 N 18/КП, от 15.11.2001 N 01/ПП (продленного до 31.12.2003), заключенных предпринимателем соответственно с ЗАО “Сиблэкс“ и ООО “Восток“, следует, что поставка товара осуществляется продавцом на склад покупателя. Приемка товара осуществляется комиссией в составе представителей продавца и покупателя на складе покупателя с оформлением акта приемки-передачи. Датой поставки считается дата подписания акта приемки-передачи.

Учитывая условия договоров о поставке товара продавцом на склад предпринимателя и оформление принятия товаров актами приемки-передачи, товарными накладными, требование инспекции о необходимости представления товаросопроводительных документов для подтверждения принятия на учет товара является необоснованным.

Инспекцией при проведении налоговой проверки не установлены обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем оформлении актов приемки-передачи, товарных накладных, подтверждающих принятие товаров, несоответствии сведений, содержащихся в указанных первичных документах и счетах-фактурах, иные нарушения оформления счетов-фактур, представленных предпринимателем в подтверждение налоговых вычетов, а также отсутствии хозяйственных отношений между предпринимателем и названными поставщиками.

Таким образом, налоговым органом не доказана недобросовестность действий налогоплательщика по
применению налоговых вычетов, в связи с чем инспекция не имела оснований для отказа в возмещении 1759931 рубля 70 копеек налога на добавленную стоимость.

С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13506/04-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЮДИНА