Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.03.2005 N А74-2097/04-К2-Ф02-717/05-С1 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа о взыскании налогов, сборов и пеней за счет имущества налогоплательщика, поскольку ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие срок наступления у заявителя обязанности по уплате страховых взносов, соответственно, не соблюден порядок принудительного их взыскания.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 марта 2005 г. Дело N А74-2097/04-К2-Ф02-717/05-С1“
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Косачевой О.И.,
судей: Евдокимова А.И., Мироновой И.П.,
при участии в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия - Василец И.Р. (доверенность от 11.01.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия на постановление апелляционной инстанции от 6 декабря 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2097/04-К2 (суд первой инстанции: Сидельникова Т.Н.; суд апелляционной инстанции: Коробка И.Н., Журба Н.М., Хабибулина Ю.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество “Абаканвагонстрой“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 21.04.2004 N 28 и недействительным постановления от 21.04.2004 N 28 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия (налоговая инспекция), о взыскании налогов, сборов и пеней за счет имущества общества.
Решением от 2 октября 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 6 декабря 2004 года решение суда изменено: решение от 21.04.2004 N 28 налоговой инспекции признано незаконным, а постановление от 21.04.2004 N 28 налоговой инспекции - недействительным в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 6026308 рублей 94 копеек и пеней в сумме 1413910 рублей, страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 22031 рубля за счет имущества общества.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, основанием для учета им задолженности по страховым взносам, сложившейся у общества по состоянию на 01.01.2001, является акт сверки расчетов, подписанный налоговой инспекцией, органом соответствующего внебюджетного фонда и самим обществом. Отсутствие подписи общества в указанном расчете является основанием для неотражения налоговой инспекцией сумм задолженности в лицевых счетах общества.
Как считает налоговая инспекция, выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении части заявленных требований не соответствуют нормам материального права, поскольку задолженность по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации и пеням была передана налоговой инспекции после обращения общества с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию, в том числе данных платежей, общество в период действия режима реструктуризации соглашалось с данной задолженностью и обязалось ее уплатить, а после прекращения действия реструктуризации в отношении общества применены все предусмотренные статьями 46, 47, 69 Налогового кодекса Российской Федерации меры.
Налоговая инспекция полагает, что при наличии сведений о недостаточности на счетах общества в банках денежных средств для погашения задолженности по налогам и пеням она вправе вынести решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах в банках и решение об обращении взыскания на иное имущество в части задолженности, на уплату которой денежных средств в банке оказалось недостаточно.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании кассационной инстанции представитель налоговой инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено (уведомление N 86473 от 24.02.2005), однако в судебное заседание своих представителей не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Республики Хакасия, в соответствии с актами сверок расчетов плательщика страховых взносов с органами внебюджетных фондов от 30.01.2001, 07.02.2001, 26.05.2001 у общества на 01.01.2001 имелась задолженность по страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 37484 рублей, по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 119515 рублей 50 копеек, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - в сумме 6641810 рублей 94 копеек и пеням - в сумме 13380714 рублей 4 копеек.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “...уплатить задолженность в добровольном порядке...“.
Требованием N 951 по состоянию на 16.04.2001 налоговая инспекция предложила обществу уплатить ... в добровольном порядке, в том числе страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 37484 рублей и страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 76923 рублей 50 копеек, в срок до 27.04.2004.
В связи с неисполнением названного требования в установленный срок налоговая инспекция вынесла решение от 04.05.2001 N 07/9-225 о взыскании задолженности в сумме 731120 рублей 89 копеек за счет денежных средств общества на счетах в банках.
Письмом от 07.12.2001 N 547 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по внебюджетным фондам.
Решениями от 03.04.2002 N 08-19/164, 08-19/164, 08-19/164 (с изменениями, внесенными решением от 30.09.2002 N 08-19/164-1) налоговая инспекция предоставила обществу право на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 6641810 рублей 94 копеек и пеням - в сумме 1494998 рублей, по страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации - в сумме 37484 рублей, по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 119515 рублей 50 копеек.
Решениями от 08.01.2004 N 08-18/164-2, 08-18/164-2, 08-18/164-2 налоговая инспекция прекратила действие решений от 03.04.2002 N 08-19/164, 08-19/164, 08-19/164.
Требованием N 95 налоговая инспекция предложила обществу уплатить ... в добровольном порядке, в том числе страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 16923 рублей, страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 98954 рублей, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 6026308 рублей 94 копеек и пени в сумме 1413910 рублей.
В связи с неисполнением названного требования в установленный срок налоговая инспекция вынесла решение от 30.01.2004 N 10348 о взыскании налогов (сборов) в сумме 6127540 рублей 94 копеек и пеней в сумме 1598012 рублей 61 копейки за счет денежных средств общества на счетах в банках.
Налоговая инспекция 13.02.2004 вынесла решение N 8 и постановление N 8 о взыскании налогов (сборов) в сумме 10085701 рубля 22 копеек и пеней в сумме 10703398 рублей 37 копеек за счет имущества общества.
Решением от 09.04.2004 N 4 налоговая инспекция отменила решение от 13.02.2004 N 8 о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет имущества общества.
Налоговая инспекция вынесла решение от 21.04.2004 N 28 и постановление от 21.04.2004 N 28 о взыскании налогов (сборов) в сумме 6142185 рублей 94 копеек и пеней в сумме 1413910 рублей за счет имущества общества.
Выводы суда апелляционной инстанции о признании соответственно незаконными и недействительными в части названных решения и постановления являются правильными.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшиеся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.
В силу статьи 70 Кодекса требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 46 Кодекса при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Материалами дела подтверждается тот факт, что задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 6026308 рублей 94 копеек и пеням в сумме 1413910 рублей, а также по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 22031 рубля возникла у общества до 01.01.2001. В заседании кассационной инстанции представитель налоговой инспекции не смог пояснить, когда у общества наступила обязанность по уплате страховых взносов, поэтому суд обоснованно признал несоблюденным порядок принудительного взыскания страховых взносов и пеней налоговой инспекцией.
Кроме того, поскольку предусмотренный статьями 70, 46 Кодекса срок на взыскание названных сумм задолженности во внебюджетные фонды пропущен налоговой инспекцией еще до вынесения решения о реструктуризации задолженности, 03.04.2002, выводы обжалуемого судебного акта о признании незаконным в части решения и недействительным в части постановления налоговой инспекции о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества общества соответствуют нормам материального права. При этом факт неподписания обществом акта сверки расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2001 не влияет на течение указанных сроков, предусмотренных положениями законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части соответствует законодательству и материалам дела и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 6 декабря 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2097/04-К2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.И.КОСАЧЕВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
И.П.МИРОНОВА