Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2005 N А19-864/04-9-Ф02-170/05-С2 Суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании выпадающих доходов по предоставлению льгот ветеранам, поскольку обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 февраля 2005 г. Дело N А19-864/04-9-Ф02-170/05-С2“
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герасимовой О.Л.,
судей: Кулакова В.И., Орлова А.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
Главного финансового управления Иркутской области - Качкова В.Г. (доверенность N 03-02-23/59 от 08.01.2004),
открытого акционерного общества “Научно-производственная корпорация “Иркут“ - Тереховой Е.Б. (доверенность N 14-И от 01.01.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Иркутской области на решение от 27 июля 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 19 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-864/04-9 (суд первой инстанции: Мойбенко А.Г.; суд апелляционной инстанции: Архипенко А.А., Ибрагимова С.Ю., Белоножко Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество “Научно-производственная корпорация “Иркут“ (ОАО “НПК “Иркут“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Главному финансовому управлению Иркутской области о взыскании убытков в размере 17370239 рублей 17 копеек, возникших за 2002 - 2003 годы в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона “О ветеранах“, Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 98451 рубля.
Определением от 12 января 2004 года в качестве третьих лиц привлечены Главное финансовое управление Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
Определением от 24 февраля 2004 года удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика - Главного финансового управления Иркутской области на надлежащего - администрацию Иркутской области по требованию в части предоставления льгот ветеранам, о привлечении второго ответчика - Российской Федерации по требованию в части предоставления льгот инвалидам.
До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования и просил взыскать с администрации Иркутской области 18115886 рублей 55 копеек по Федеральному закону “О ветеранах“, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - 316133 рублей 92 копейки по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. ОАО “НПК “Иркут“ заявило отказ от взыскания 910516 рублей 28 копеек по Закону Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.
Впоследствии ОАО “НПК “Иркут“ уточнило исковые требования о взыскании убытков и просило взыскать с администрации Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации невозмещенные расходы по предоставлению льгот в сумме 15599756 рублей 35 копеек, в том числе 15283622 рублей 43 копеек - по Федеральному закону “О ветеранах“, 316133 рублей 92 копейки по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.
Определением от 20 апреля 2004 года производство по делу в части взыскания расходов от предоставления льгот по Закону Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ в сумме 910516 рублей 28 копеек прекращено в связи с отказом истца от иска.
Определением от 25 июня 2004 года заменен ненадлежащий ответчик - администрация Иркутской области на надлежащего ответчика - Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области. Суд выделил в отдельное производство требования о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области убытков по Федеральному закону “О ветеранах“ в сумме 15283622 рублей 43 копеек, о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в сумме 316133 рублей 92 копеек.
Решением от 27 июля 2004 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ОАО “Научно-производственная корпорация “Иркут“ расходы, связанные с реализацией Федерального закона “О ветеранах“ в 2002 - 2003 годах, в сумме 15282622 рублей 43 копеек. ОАО “Научно-производственная корпорация “Иркут“ возвращена из федерального бюджета уплаченная государственная пошлина в размере 98451 рубля.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 19 октября 2004 года решение от 27 июля 2004 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Главное финансовое управление Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 27 июля 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 19 октября 2004 года отменить и принять новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы арбитражного суда основаны на неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, на недоказанных обстоятельствах, имеющих значение для дела, которые суд считал установленными.
Главное финансовое управление Иркутской области полагает, что у суда не было оснований для применения гражданско-правовой ответственности. Состав правонарушения для наступления ответственности вследствие причинения вреда из договорных обязательств истцом не доказан.
Обязательства Главного финансового управления области по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2003 год, исполнены в полном объеме.
Представленные истцом документы (списки ветеранов, акты сверок) не являются доказательствами, подтверждающими размер убытков, наличие убытков. Кроме того, списки льготников не разбиты по категориям ветеранов, что не позволяет оценить и соотнести информацию, представленную истцом, с официальными данными о численности граждан, проживающих на территории Иркутской области и имеющих право на льготы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 “О предоставлении бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны“, Федеральным законом “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“, Федеральным законом “О ветеранах“, по состоянию на 01.01.2004.
Ответственность за неисполнение обязанности по компенсации расходов, понесенных истцом, подлежит возложению на Министерство финансов Российской Федерации.
В жалобе Главное финансовое управление Иркутской области ссылается на пункт “ж“ статьи 72, статью 76 Конституции Российской Федерации, статьи 15, 401, 1102, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 83, 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 10 Федерального закона “О ветеранах“, Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“, Федеральный закон от 04.07.2003 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2003 год“, постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273 “Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации“, постановление Правительства Российской Федерации N 584 от 15.08.2001 “О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“, Законы Иркутской области “Об областном бюджете на 2002 год“, “Об областном бюджете на 2003 год“, постановление губернатора Иркутской области от 21.05.2002 N 348 “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2002 году“, постановление губернатора Иркутской области от 14.02.2003 N 66-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2003 году“.
ОАО “НПК “Иркут“ в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений), материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, составляющих сумму невозмещенных расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ в сумме 15283622 рублей 43 копеек.
Основанием иска ОАО “НПК “Иркут“ указало ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим права на льготы по оплате жилья и пользования коммунальными услугам в рамках Федерального закона “О ветеранах“ за 2002 - 2003 годы.
В обоснование своих требований истец представил договоры Н 11/7 N 221-66-218/2 от 28.03.2002, N 221-66/309/2 от 13.05.2002, акты сверок расчетов за 2003 год, акт сверки сумм, подлежащих возмещению, информацию N 225-74-1143/4 от 18.06.2004 Департамента социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска о перечислении денежных средств за период с 01.10.2003 по 01.06.2004, расчеты оплаты жилья и коммунальных услуг, удостоверения ветеранов.
Возражая против заявленных требований, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска указал на исполнение надлежащим образом обязательств по договорам о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, исполнение надлежащим образом обязанности по обеспечению перечисления полученных из бюджета Иркутской области и бюджета города средств организациям, предоставляющим льготы. Кроме того, Департамент считает, что не является органом, на который возложена обязанность по исполнению бюджета.
В отзыве на иск Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска указал на исполнение надлежащим образом обязанности по обеспечению перечисления полученных из бюджета Иркутской области средств организациям, предоставляющим льготы по оплате коммунальных услуг, объем денежных средств, предоставленных на возмещение выпадающих доходов из бюджета Иркутской области, был исчерпан на погашение по состоянию на 23.01.2004 задолженности по Закону Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, исполнение надлежащим образом и в полном объеме бюджетных обязательств в части целевого использования переданных средств по Федеральным законам “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.
Администрация Иркутской области в отзыве на исковое заявление указала на то, что размеры субсидий, предусмотренных Законами Иркутской области “Об областном бюджете на 2002 год“, “Об областном бюджете на 2003 год“, на финансирование Федерального закона “О ветеранах“, в том числе муниципальному образованию “Город Иркутск“, рассчитывались с учетом данных органов местного самоуправления области. Администрация области ссылалась на отсутствие правовых оснований для взыскания с областного бюджета части невозмещенной суммы расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“ за 2002 - 2003 годы, недоказанность факта предоставления льгот ветеранам.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков с Иркутской области в лице Главного финансового управления за счет казны Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ у истца возникли убытки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ по аналогичным основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Порядок возмещения расходов, указанных в названной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).
Материальные потери, полученные ОАО “НПК “Иркут“ в результате предоставления на основании законодательства льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона “О ветеранах“, а также положений статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд, установив обстоятельства предоставления истцом льгот ветеранам в 2002 - 2003 годах на сумму 16774998 рублей 44 копейки, выделения в целях компенсации понесенных расходов 1491376 рублей 1 копейки, недополучения истцом 15283622 рублей 43 копеек, распределения муниципальным образованием “Город Иркутск“, выделенных из областного бюджета в 2002 - 2003 годах на финансирование Федерального закона “О ветеранах“ полученных сумм в полном объеме, пришел к обоснованному выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела: актами сверки расчетов между истцом и Департаментом социальной защиты населения г. Иркутска, отчетом об исполнении субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам, за 2002 год, информацией о перечислении субсидий на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ из областного бюджета муниципальному образованию “Город Иркутск“ по состоянию на 31.12.2003 (включительно), которые являются основаниями для возмещения понесенных истцом расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.
Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 27 июля 2004 года, постановление от 19 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-864/04-9 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27 июля 2004 года и постановление от 19 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-864/04-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Л.ГЕРАСИМОВА
Судьи:
В.И.КУЛАКОВ
А.В.ОРЛОВ