Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2005 N А58-8058/02-Ф02-149/05-С2 Определение суда о процессуальном правопреемстве отменено, поскольку, разрешая вопрос о процессуальном правопреемстве в результате реформы органов государственной власти, суд не установил факт перехода обязательств ко вновь созданному органу местного самоуправления.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 февраля 2005 г. Дело N А58-8058/02-Ф02-149/05-С2“
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герасимовой О.Л.,
судей: Кулакова В.И., Орлова А.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя мэрии муниципального образования “Город Якутск“ - Глазкова С.М. (доверенность N 14-ш от 30.06.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу мэрии муниципального образования “Город Якутск“ на определение от 28 октября 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-8058/02 (суд первой инстанции: Посельская А.П.),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (ИП Малашенко Е.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с администрации г. Якутска 781932 рублей 78 копеек, обосновывая свои требования тем, что решением от 9 апреля 2002 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1405/01 в ее пользу указанная сумма взыскана с государственного учреждения “Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Якутска“. В связи с отсутствием у должника денежных средств исполнительный лист возвращен ей без исполнения.
Решением от 6 мая 2003 года по делу N А58-8058/02 иск удовлетворен. В пользу ИП Малашенко Е.Ю. с администрации г. Якутска взыскано 781932 рубля 78 копеек основного долга.
В заявлении от 21 мая 2004 года, поданном в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), ИП Малашенко Е.Ю. просила произвести процессуальное правопреемство и заменить администрацию г. Якутска на мэрию муниципального образования “Город Якутск“.
Определением от 28 октября 2004 года названное заявление удовлетворено. Судом произведено процессуальное правопреемство должника администрации г. Якутска на мэрию муниципального образования “Город Якутск“.
Мэрия муниципального образования “Город Якутск“ (далее - мэрия) не согласилась с определением о процессуальном правопреемстве и обжаловала его в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
Вопрос о проверке законности указанного судебного акта поставлен мэрией в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд не учел, что в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 682 от 08.01.2003 “Об организационных мерах по обеспечению перехода к осуществлению местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)“, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 16 от 16 января 2003 года “Об образовании в улусах (районах) и г. Якутске Республики Саха (Якутия) специальных ликвидационных комиссий“ с изменениями от 30 января 2003 года N 47 с 13 января 2003 года прекращены полномочия местного исполнительного органа государственной власти администрации г. Якутска, образован орган местного самоуправления - мэрия муниципального образования “Город Якутск“. Полномочия администрации г. Якутска по вопросам обеспечения финансовых обязательств переданы ликвидационной комиссии администрации г. Якутска, которая является действующим органом. Вывод суда о прекращении деятельности администрации г. Якутска заявитель считает не основанным на материалах дела, в связи с чем ставит вопрос об отмене определения арбитражного суда.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Малашенко Е.Ю. доводы последней отклонила и указала на то, что кредиторская задолженности администрации г. Якутска перешла к мэрии в той части, где администрация г. Якутска действовала в интересах города, то есть в муниципальных интересах.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 11 февраля 2005 года на основании ходатайства мэрии.
Присутствующий в заседании представитель мэрии поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела в соответствии с положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявление о процессуальном правопреемстве на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и заменяя должника - администрацию города Якутска на мэрию муниципального образования “Город Якутск“, суд указал на то, что администрация города Якутска, осуществляющая полномочия местного самоуправления, упразднена и образована мэрия муниципального образования “Город Якутск“, осуществляющая полномочия местного самоуправления.
Вывод суда о процессуальном правопреемстве не может быть признан основанным на представленных в материалы дела доказательствах и положениях норм материального права.
Как видно из материалов дела, в результате административной реформы в Республике Саха (Якутия) были упразднены местные исполнительные органы государственной власти, в том числе администрация г. Якутска, и созданы органы местного самоуправления.
Вопросы, связанные с ликвидацией администрации города Якутска, возложены на специальную ликвидационную комиссию по упразднению местных исполнительных органов государственной власти.
Решением от 6 мая 2003 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-8058/02 в пользу ИП Малашенко Е.Ю. с администрации г. Якутска как с субсидиарного ответчика взыскано 781932 рубля 78 копеек и выдан исполнительный лист N 016431.
По соглашению о погашении задолженности администрации г. Якутска от 30 июля 2004 года (пункт 2.2) муниципальное образование “Город Якутск“ приняло на себя обязательства по погашению задолженности администрации по судебным решениям. Порядок передачи обязательств определен разделом 3 указанного соглашения на основании договоров о переводе долга по каждому отдельному обязательству на основании Приложения N 1.
Между тем, суд не проверил, принимались ли меры ИП Малашенко Е.Ю. по передаче исполнительного листа ликвидационной комиссии для включения ее кредиторской задолженности в реестр требований кредиторов, не дана оценка условиям соглашения от 30 июля 2004 года и не установлено, является ли мэрия в соответствии с передаточным актом преемником указанной задолженности перед ИП Малашенко Е.Ю. и утрачена ли взыскателем возможность обращения в ликвидационную комиссию (в случае непредъявления исполнительного листа).
Суд не привел материально-правового обоснования перехода обязательств по оплате задолженности к мэрии на основании нормативных правовых актов, определяющих организацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах определение суда не может быть признано отвечающим требованиям статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), принятых в развитие административной реформы, и представленных по делу доказательств разрешить заявление о процессуальном правопреемстве.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 28 октября 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-8058/02 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
О.Л.ГЕРАСИМОВА
Судьи:
В.И.КУЛАКОВ
А.В.ОРЛОВ