Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2005 N Ф08-6167/2005-2436А Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 декабря 2005 года Дело N Ф08-6167/2005-2436А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от заявителя - открытого акционерного общества “Краснодарская сотовая связь“, представителей от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2005 по делу N А32-18470/2005-19/186, установил следующее.

ОАО “Краснодарская сотовая связь“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения
от 26.04.2005 N 2.

Решением от 20.09.2005 суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 26.04.2005 N 2.

Судебный акт мотивирован тем, что принятие постановления главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 “О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края“ не влечет отмены ранее принятых решений о реструктуризации.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялась.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, постановление главы администрации края от 28.03.2002 N 341 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом“ не должно применяться с момента его издания, так как оно противоречит федеральному законодательству.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Представитель общества просил решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, обществу решением от 23.05.2002 N 16.47/1 было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в сумме 2546,5 тыс. руб., в частности, 1757,6 тыс. руб. налогов; 788,9 тыс. руб. пеней и штрафов с правом равномерной уплаты задолженности согласно графикам, по налогам и сборам в течение 5 лет, по пеням и штрафам в течение 4 лет. Решение налоговой инспекцией вынесено на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 28.03.2002 N 341 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом“.

Указанное постановление признано утратившим силу постановлением главы
администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 “О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края“. Основываясь на данном постановлении, налоговая инспекция вынесла решение от 26.04.2005 N 2 о прекращении действия решения N 16.47/1 от 23.05.2002 и восстановлении 1472407 рублей 78 копеек задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, не погашенной на 26.04.2005, в частности, 683520 рублей 15 копеек налога и 788887 рублей 63 копеек пени, а также выставила требование от 13.05.2005 N 86297 о взыскании сумм налогов и пени.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Суд обоснованно признал недействительным решение налогового органа о прекращении действия реструктуризации.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет. На основании указанного Постановления Правительства главой администрации Краснодарского края принято постановление от 28.03.2002 N 341 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом“.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 “О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края“ вышеуказанное постановление признано утратившим силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ “О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края“ нормативному правовому акту края может быть соответствующим правотворческим
органом придана обратная сила.

Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Следовательно, для распространения нормативного правового акта на отношения, возникшие до его принятия, необходимо специальное указание на это в самом нормативном правовом акте при условии, что принимаемый акт не устанавливает новые обязанности или иным образом не ухудшает положение налогоплательщиков.

В тексте постановления главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 “О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края“ не говорится о том, что оно распространяется на отношения, возникшие до его принятия, или что решения, вынесенные в соответствии с нормативными актами, признанными утратившими силу, подлежат отмене.

Кроме того, отмена решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности ухудшает положение налогоплательщика, так как ему будет необходимо единовременно выплатить сумму реструктурированной задолженности, что может повлечь для него незапланированные затраты и дестабилизацию его деятельности.

Решение о реструктуризации кредиторской задолженности N 16.47/1 принято 23.05.2002, постановление главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 “О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края“ вступает в силу со дня его официального опубликования (пункт 3 постановления), то есть с 26.04.2005. Поэтому решение налоговой инспекции от 23.05.2002 N 16.47/1 обоснованно и законно.

При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2005 по делу N А32-18470/2005-19/186 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.