Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2005 N Ф08-5867/2005-2321А Предусмотренные в федеральном бюджете компенсации тарифов за тепловую энергию не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей “Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)“ Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку такие средства предоставляются для дотации налогоплательщиков, отпускающих теплоэнергию потребителям по государственным регулируемым ценам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 декабря 2005 года Дело N Ф08-5867/2005-2321А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - муниципального предприятия “Тепловые сети“ Адлерского района г. Сочи, в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи Краснодарского края, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного заседания и направившего ходатайство от 29.11.2005 N 05-19-126/4269 о рассмотрении жалобы без участия его представителя, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи Краснодарского края на решение от 01.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N
А32-10815/2005-45/115, установил следующее.

МП “Тепловые сети“ Адлерского района г. Сочи (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи Краснодарского края (далее - налоговая инспекция), в котором просит признать недействительным решение от 15.03.2005 N 105 ДСП в части пункта 1 подпункта 1.1 в части 835184 рублей штрафа по налогу на прибыль за 2001 год, подпункта 1.3 в части 23441 рубля штрафа по налогу на пользователей автодорог за 2001 год, пункта 2 подпункта 2.1 в части 2344081 рубля НДС (сентябрь и декабрь 2001 года), в части 4175919 рублей налога на прибыль, 265331 рубля дополнительного платежа по налогу на прибыль, 117204 рублей налога на пользователей автодорог за 2001 год, 623151 рубля пени по НДС (за период с 21.10.2001 по 15.03.2005), 2509685 рублей пени по налогу на прибыль (с 11.04.2002 по 15.03.2005), 70437 рублей пени по налогу на пользователей автодорог (с 11.04.2002 по 15.03.2005) (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 01.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2005, заявленные требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы следующим. Предприятию правомерно предоставлялось бюджетное финансирование на компенсацию расходов, не покрываемых доходами, полученными от граждан или других потребителей услуг, осуществляемое по подстатье 130130 бюджетной классификации (на “возмещение убытков“). Предприятие правомерно не включило полученные бюджетные ассигнования в налогооблагаемую базу по НДС, налогу на прибыль, налогу на пользователей автодорог. Применение льготы по налогу на прибыль является правомерным.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.08.2005 и
постановление апелляционной инстанции от 05.10.2005, отказать в удовлетворении заявленных требований.

Налоговая инспекция считает судебные акты незаконными, необоснованными, подлежащими отмене. Суд неправильно истолковал и применил нормы материального права. Суд не исследовал и не оценил довод налоговой инспекции о том, что предприятие не получало бюджетные ассигнования. Законодательство не предусматривает льгот по НДС при реализации услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Предприятие не являлось получателем и распорядителем бюджетных средств. Денежные средства, полученные от МУП “УЖКХ“, следует считать как выручку за оказанные населению услуги по горячему водоснабжению и тепловую энергию. По мнению налоговой инспекции, предприятие неправомерно не включило оплату за услуги по теплоснабжению населения, полученную от МУП “УЖКХ“, в налоговую базу по соответствующим налогам.

В отзыве на кассационную жалобу предприятие просило состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

В судебном заседании представители общества повторили доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей предприятия, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку предприятия по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.

По результатам проверки составлен акт от 17.02.2005 N 20-14/7, рассмотрены возражения, материалы проверки и принято решение от 15.03.2005 N 105 ДСП о привлечении предприятия к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Причиной вынесения решения явилось то, что суммы, полученные предприятием от МУП “УЖКХ“, являются частью выручки, должны учитываться при исчислении налоговой базы для налога на прибыль, НДС, налога на пользователей автодорог,
налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы.

Полагая, что решение налогового органа является незаконным (в оспариваемой части), предприятие обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая судебные акты, суд правомерно удовлетворил заявленные требования с учетом следующего.

На основании пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаются соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот для отдельных потребителей в соответствии с федеральным законодательством налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

На основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской
Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Пункт 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции, также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).

В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, подлежат государственному регулированию посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в данном Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов.

Судом установлено, что предприятие реализовало жилищно-коммунальные услуги населению по ценам, утвержденным органом местного самоуправления ниже себестоимости, в величине, не покрывающей издержки, и по результатам такой реализации у него образовался убыток.

С 01.01.2005 расходы бюджетов по возмещению налогоплательщикам убытков, возникающих в результате продажи населению или организациям товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, в соответствии с Приказом Министерства финансов России от 10.12.2004 N 114н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“ относятся на соответствующие подстатьи статьи 240 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ).

До 01.01.2005 вышеназванные расходы бюджетов согласно Приказу Министерства финансов России от 11.12.2002 N 127н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“ относились на подстатью 130130 “Субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)“ статьи 130100 “Субсидии и субвенции“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Суд установил, что предприятию выделялось бюджетное финансирование на возмещение убытков по статье 130130 бюджетной экономической классификации.

Предприятие не включало в налогооблагаемую базу по НДС денежные средства, полученные по статье “Компенсация убытков“.

На основании статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная в соответствие со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в
виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Суд правильно исходил из того, что из вышеуказанной нормы не следует обязанность общества включить в налогооблагаемую базу по НДС суммы субсидий и субвенций, предоставляемых из бюджета на компенсацию затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Таким образом, вывод суда о том, что налогоплательщик обоснованно не включил в налоговую базу по исчислению НДС средства, полученные из бюджета по коду экономической классификации 130130, полученные в счет возмещения убытков от теплоснабжения населения, является обоснованным, поскольку исходя из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности предприятия включать эти суммы в налогооблагаемую базу по данному виду налога не вытекает.

Суд сделал правильный вывод о несоответствии решения налоговой инспекции от 15.03.2005 N 105 ДСП статьям 44, 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы налоговой инспекции о том, что денежные средства в 2001 году перечислялись предприятию через службу заказчика (МУП “УЖКХ“) и оно не являлось бюджетополучателем, несостоятельны, поскольку целевое назначение ассигнований не изменилось и исполнителем услуг по тепло- и горячему водоснабжению населения оставалось само предприятие.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, им дана правильная правовая оценка.

Таким образом, основания для отмены судебных актов отсутствуют.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17,
333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10815/2005-45/115 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.