Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.11.2005 N Ф08-4719/2005 В иске о признании сделки недействительной может быть отказано, если по содержанию она соответствует закону и уполномоченный орган одобрил ее.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 ноября 2005 года Дело N Ф08-4719/2005“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от истца - прокуратуры Республики Адыгея, от ответчика -предпринимателя Схаляко Х.А., представителя от третьего лица - Управления экологических и водных ресурсов Республики Адыгея, в отсутствие ответчика - Кабинета Министров Республики Адыгея, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу прокуратуры Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.07.2005 по делу N А01-1139/2005-5, установил следующее.

Прокурор Республики Адыгея обратился в арбитражный суд с иском к Кабинету Министров Республики Адыгея (далее - Кабинет министров) и предпринимателю Схаляко
Х.А. (далее - предприниматель):

- признать недействительным дополнение к лицензионному соглашению от 28.10.2004 об условиях пользования недрами с целью добычи песка при производстве работ по строительству искусственных водоемов на выгонных землях п. Прикубанский Тахтамукайского района Республики Адыгея, заключенное между ответчиками ввиду нарушения процедуры его заключения;

- прекратить право пользования предпринимателя участком недр.

Решением суда от 12.07.2005 в иске отказано. Суд исходил из того, что дополнение к лицензионному соглашению является неотъемлемой частью лицензии и не может рассматриваться как сделка, следовательно, его нельзя признать недействительным в силу противоречия закону. Кроме того, порядок предоставления недр в пользование законодательно не установлен.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе прокурор просит отменить решение от 12.07.2005 и принять новое решение о признании недействительным дополнения к лицензионному соглашению от 28.10.2004. Заявитель указывает, что дополнение от 28.10.2004 является сделкой, поэтому к нему применяются правила о недействительности сделок. Так как порядок выдачи лицензионных соглашений не установлен, необходимо руководствоваться обычным порядком деятельности Кабинета Министров, который в данном случае не соблюден.

В отзыве на жалобу Управление экологических и водных ресурсов Республики Адыгея поддержало ее доводы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно
жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, предпринимателю выдана лицензия на право пользования недрами серии МАЙ N 00201 ТЭ от 25.09.2001 на право добычи песка при производстве работ по строительству искусственных водоемов. Срок действия лицензии установлен до 01.10.2003.

10 сентября 2003 года предприниматель обратился с заявлением о продлении срока действия лицензии в связи с невозможностью завершить работы по причине паводка 2002 года.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А01-778-2004-6 бездействие Кабинета Министров, связанное с нерассмотрением вопроса о продлении лицензии, признано незаконным. Суд обязал Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Адыгея и Кабинет Министров Республики Адыгея совершить действия, направленные на рассмотрение заявления предпринимателя Схаляхо Х.А. о продлении срока лицензии на право пользования недрами в срок до 25.07.2004.

К этому времени Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды России по Республике Адыгея перестало осуществлять функции по лицензированию недропользования участков недр общераспространенных полезных ископаемых.

При таких обстоятельствах данный вопрос принят к рассмотрению Кабинетом Министров.

Исполняющий обязанности Премьер-министра Республики Адыгея Вороков С.С. подписал дополнение к лицензионному соглашению от 28.10.2004, по которому срок действия лицензии продлен до 31.12.2005.

Вывод суда первой инстанции о том, что указанное дополнение не является гражданско-правовой сделкой, не принимается судом кассационной инстанции.

По правилам статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделкой являются действия, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Как установлено статьей 12 Закона Российской Федерации “О недрах“, условия лицензионного соглашения могут быть пересмотрены на основании волеизъявления недропользователя.

Следовательно, то обстоятельство, что лицензионное соглашение и дополнение к нему являются неотъемлемой частью лицензии, не свидетельствует
о том, что соглашение и дополнение к нему являются административным актом государственного органа.

На основании статьи 8 Закона Республики Адыгея “О Кабинете Министров Республики Адыгея“ выдача лицензий на недропользование осуществляется Кабинетом Министров.

В силу пункта 2 статьи 11 указанного Закона правовые акты, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея. Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Кабинета Министров Республики Адыгея.

В соответствии со статьей 26 Закона решения Кабинета Министров Республики Адыгея принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Кабинета Министров Республики Адыгея. Порядок проведения заседаний Кабинета Министров Республики Адыгея определяется Кабинетом Министров Республики Адыгея в утверждаемом им регламенте.

Особый порядок для принятия решений о предоставлении лицензий на недропользование не установлен, в связи с чем прокурор полагает, что Кабинет Министров должен руководствоваться общим порядком, определенным Законом Республики Адыгея “О Кабинете Министров Республики Адыгея“ и регламентом Кабинета Министров Республики Адыгея.

Из материалов дела следует, что дополнительное соглашение подписано исполняющим обязанности Премьер-министра Республики Адыгея с нарушением регламента: без обсуждения на заседании Кабинета Министров.

Указанное обстоятельство послужило основанием для заявления прокурором иска.

Между тем дополнительное соглашение подписано исполняющим обязанности Премьер-министра Республики Адыгея во исполнение вступившего в законную силу судебного акта об обязании совершить действия, направленные на рассмотрение заявления предпринимателя Схаляхо Х.А. о продлении срока действия лицензии.

Как видно из материалов дела, в установленный судом срок (до 25.07.2004), а также на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции на заседании Кабинетов Министров иное решение об отказе в продлении срока лицензии предпринимателю Схаляхо Х.А. не принято.

Таким образом, зная о заключении дополнительного
соглашения к лицензионному соглашению от 28.10.2004 исполняющим обязанности Премьер-министра Республики Адыгея Вороковым С.С., Кабинет Министров не выразил свою волю на отказ в продлении срока выдачи лицензии, что, по сути, означает одобрение действий указанного лица.

Иное толкование действий государственного органа означало бы умышленное неисполнение Кабинетом Министров судебного акта в течение длительного времени (более года), что является грубым нарушением закона и влечет за собой ответственность (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Кроме того, суд первой инстанции установил, что предприниматель Схаляхо Х.А. получил положительное заключение экологической экспертизы, утвержденное приказом руководителя Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Адыгея от 05.01.2004 N 1. Основания для отказа в продлении срока выдачи лицензии ни уполномоченными на то органами, ни истцом со ссылкой на соответствующие доказательства не приведены.

С учетом изложенного решение от 12.07.2005 следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.07.2005 по делу N А01-1139/2005-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.