Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.10.2005 N Ф08-4800/2005 Приняв во внимание ходатайство собрания кредиторов, установив наличие признаков банкротства должника, указанных в Законе Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве)“, и неспособность общества восстановить платежеспособность, суд правильно признал его несостоятельным (банкротом) и открыл конкурсное производство.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 19 октября 2005 года Дело N Ф08-4800/2005“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от кредитора - государственного учреждения “Морская администрация порта Новороссийска“, представителей от должника - закрытого акционерного общества “Морские лоцманы Новороссийска“, в отсутствие учредителя должника - международной общественной организации “Ассоциация морских лоцманов России“, уведомленной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу международной общественной организации “Ассоциация морских лоцманов России“ на решение от 22.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.06.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-45089/2004-27/254-Б, установил следующее.

ГУ “Морская администрация порта Новороссийска“ (далее -
администрация порта) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ЗАО “Морские лоцманы Новороссийска“ (далее - общество, должник) несостоятельным (банкротом).

Определениями от 25.11.2004 и 22.12.2004 принято заявление и возбуждено производство по делу, в отношении должника введена процедура наблюдения.

Определением от 24.12.2004 МОО “Ассоциация морских лоцманов России“ (далее - ассоциация) привлечена к участию в арбитражном процессе.

Ассоциация заявила ходатайство о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного банкротства и приостановлении производства по делу.

Решением от 22.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2005, общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Суд на основании статей 3 и 75 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) пришел к выводу о наличии признаков банкротства. Суд отказал в удовлетворении ходатайства ассоциации о назначении экспертизы и приостановлении производства по делу, поскольку в анализе финансово-экономического состояния должника, проведенном временным управляющим, сделан вывод об отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

В кассационной жалобе ассоциация, ссылаясь на необоснованность судебных актов и несоответствие выводов суда нормам материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление. По мнению ассоциации, суд не исследовал по правилам статей 10 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение судебно-бухгалтерской экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела по обвинению председателя ликвидационной комиссии в хищении денежных средств должника. Из заключения следует, что в период с 2001 по 2004 годы общество имело достаточно денег для расчетов с кредиторами. Суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, основываясь на выводах временного управляющего об отсутствии признаков преднамеренного банкротства. В отношении председателя ликвидационной комиссии 04.08.2005 возбуждено уголовное дело
по признакам преступления, предусмотренного статьей 196 Уголовного кодекса Российской Федерации (преднамеренное банкротство).

В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.

Ассоциация заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, которое в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представители кредитора, должника и конкурсный управляющий просили судебные акты оставить в силе.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц и проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, на собрании кредиторов должника 16.02.2005 утвержден отчет временного управляющего общества и принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об открытии конкурсного производства. Суд установил, что кредиторская задолженность общества составляет 7238 тыс. рублей, средства для ее погашения отсутствуют.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть погашены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Закона о банкротстве суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Приняв во внимание ходатайство собрания кредиторов, установив наличие признаков банкротства должника, указанных в статье 3 Закона о банкротстве, и неспособность общества восстановить платежеспособность, суд первой инстанции признал его несостоятельным (банкротом) и открыл конкурсное производство сроком на один год.

Суд обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы и приостановлении производства по делу, поскольку наличие или
отсутствие признаков преднамеренного банкротства не является основанием для отказа в признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства. Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению.

Решением ассоциации (учредитель должника) 28.08.2001 принято решение о ликвидации общества, назначена ликвидационная комиссия и ее председатель. Состав комиссии согласован с администрацией г. Новороссийска. Общество на момент обращения администрации порта с заявлением о признании его банкротом находилось в процессе ликвидации, поэтому банкротство ликвидируемого должника должно проводиться в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 11 Закона о банкротстве. В соответствии со статьей 225 Закона наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Поскольку решением от 22.03.2005 общество признано банкротом и открыто конкурсное производство, то суд кассационной инстанции считает возможным оставить его в силе.

При подаче кассационной жалобы заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с ассоциации надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.06.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-45089/2004-27/254-Б оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с международной общественной организации “Ассоциация морских лоцманов России“ в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.