Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.10.2005 N Ф08-4465/05 по делу N А18-1250/04 Дело по иску о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности направлено на новое рассмотрение. Суду необходимо правильно установить сумму задолженности, определить, какой орган управомочен осуществлять распоряжение бюджетом субъекта РФ и выступать в суде от имени казны субъекта федерации при предъявлении требования в порядке субсидиарной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2005 г. N Ф08-4465/05

Дело N А18-1250/04

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании истца - закрытого акционерного общества “Инженерные системы“, ответчика - Правительства Чеченской Республики, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Инженерные системы“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Ингушетия от 25.05.05 по делу N А18-1250/04, установил следующее.

ЗАО “Инженерные системы“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Правительству Чеченской Республики (далее - правительство) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности в размере 320 518 546 рублей, установленной судебными
актами Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-85/03 (уточненные требования).

Решением от 30.12.04 иск удовлетворен. Суд исходил из того, что задолженность государственного учреждения “Дирекция по строительству и восстановлению производственных, социально-бытовых и жилищно-коммунальных объектов Чеченской Республики“ (далее - дирекция) перед обществом в сумме предъявленных требований установлена Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики в рамках дела N А20-85/03. Отсутствие у дирекции денежных средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание, подтверждается материалами дела. Поскольку правительство является учредителем дирекции, именно оно должно нести субсидиарную ответственность по ее долгам.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.05.05 в иске отказано. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что правительство не может нести ответственность по долгам дирекции, поскольку денежные средства для погашения задолженности должны выделяться из федерального бюджета. В силу статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации компенсация потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений), за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации не допускается.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда. Заявитель указывает, что задолженность дирекции установлена вступившими в законную силу актами по делу N А20-85/03. Поскольку учредителем дирекции является правительство, именно оно должно нести субсидиарную ответственность по долгам дирекции. Норма статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на которую сослался суд апелляционной инстанции, не действует с 01.01.05. Дирекции из федерального бюджета выделялись денежные средства на погашение долга перед обществом.

В отзыве на кассационную жалобу правительство просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что решение и постановление апелляционной инстанции
надлежит отменить.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.05.03 по делу N А20-85/03 с дирекции (правопреемника Управления капитального строительства при Правительстве Чеченской Республики) в пользу ОАО “СУ-105“ взыскано 68 224 411 рублей долга за выполненные в 1995 - 1996 годах строительно-восстановительные работы в г. Грозном.

17 июня 2003 г. ОАО “СУ-105“ выдан исполнительный лист N 008781. Определением от 05.11.03 по делу N А20-85/03 Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал ЗАО “Инженерные системы“ правопреемником ОАО “СУ-105“ (взыскатель) и произвел замену взыскателя на общество.

Постановлением Старопромысловского подразделения службы судебных приставов г. Грозного от 19.07.04 в отношении дирекции возбуждено исполнительное производство.

26 июля 2004 г. Старопромысловским ПССП г. Грозного составлен акт об отсутствии у дирекции имущества, на которое может быть обращено взыскание. Постановлением от 26.07.04 исполнительный лист возвращен обществу.

Определением от 09.12.04 по делу N А20-85/03 Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики по заявлению общества произвел индексацию взысканной с дирекции решением от 05.05.03 суммы с 68 224 411 рублей до 320 518 546 рублей.

Общество обращалось к дирекции с требованиями погасить имеющуюся задолженность. Отсутствие у дирекции денежных средств и иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, послужило основанием для предъявления иска по настоящему делу.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правительство является лицом, обязанным нести субсидиарную ответственность по долгам дирекции.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам
находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В силу статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Предъявление обществом требований к основному должнику (дирекции) подтверждается материалами дела.

Согласно пункту 1 распоряжения Правительства Чеченской Республики от 05.09.01 N 321-рп “Об определении Дирекции по строительству и восстановлению производственных, социально-бытовых и жилищно-коммунальных объектов Чеченской Республики“ дирекция является правопреемником Управления капитального строительства Администрации Чеченской Республики. В соответствии со статьей 1 и пунктом 2 статьи 4 Положения о дирекции по строительству и восстановлению производственных, социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов Чеченской Республики от 26.02.01 дирекция является государственным учреждением, созданным постановлением Правительства Чеченской Республики. Дирекция отвечает по своим обязательствам находящимся в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности учредитель несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам. Дирекция приняла на баланс кредиторскую задолженность по состоянию на 01.10.01, образовавшуюся в 1995-1996 г. г., в том числе перед ОАО “СУ-105“ в сумме 68 224 тыс. рублей.

Апелляционная инстанция, отменяя решение суда, пришла к выводу, что правительство не может нести ответственность по долгам дирекции, поскольку денежные средства для погашения задолженности должны выделяться из федерального бюджета. Однако суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что Министерству финансов Чеченской Республики из федерального бюджета в июне 2001 года по целевой статье расходов 482 выделялись денежные средства на погашение кредиторской задолженности за выполненные в 1995 - 1996 годах ОАО
“СУ-105“ строительно-восстановительные работы (т. 2, л. д. 4, 5). Как следует из письма Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.03 в бюджете Чеченской Республики на 2003 год предусмотрены расходы на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в капитальном строительстве (т. 1, л. д. 36). Однако денежные средства ОАО “СУ-105“ не поступали.

В 2003 году Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в рамках дела N А20-85/03 рассмотрел иск ОАО “СУ-105“ к дирекции и Министерству финансов Российской Федерации. При этом довод дирекции о возложении обязанности по уплате долга на Минфин Российской Федерации, поскольку финансирование строительно-восстановительных работ должно осуществляться из федерального бюджета, признаны необоснованными, в иске к Минфину России отказано.

Указанные обстоятельства апелляционная инстанция не учла. Таким образом, вывод о том, что правительство не может нести субсидиарную ответственность по долгам дирекции, следует признать преждевременным.

При удовлетворении иска суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки определению от 09.12.04, которым произведена индексация взысканной решением от 05.05.03 с дирекции в пользу ОАО “СУ-105“ задолженности с 68 224 411 рублей до 320 518 546 рублей. Суд не учел, что дополнительное соглашение к договору подряда от 31.03.95, предусматривающее возможность индексации стоимости выполненных работ, заключено дирекцией и обществом 06.05.03 - после вынесения решения о взыскании задолженности в сумме 68 224 411 рублей, т.е. после прекращения срока действия договора от 31.03.95.

Суд первой инстанции не принял во внимание, что имущество дирекции является собственностью Чеченской Республики. В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами
на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. На основании пункта 4 статьи 214 Кодекса указанное имущество составляет казну субъекта федерации.

В силу пункта 1 статьи 125 Кодекса от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Казна субъекта федерации состоит, прежде всего, из средств соответствующего бюджета, а потому и ответчиком по иску должен выступать орган, распоряжающийся бюджетом, т.е. финансовый или иной управомоченный орган.

Таким образом, удовлетворение иска общества возможно только при соблюдении установленного законом определенного порядка привлечения к участию в деле в качестве ответчика соответствующего финансового органа.

При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо правильно установить сумму задолженности, определить, какой орган управомочен осуществлять распоряжение бюджетом Чеченской Республики и выступать в суде от имени казны республики (как это предусмотрено пунктом 5 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации для главных распорядителей средств федерального бюджета) при предъявлении требования в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам дирекции.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 30.12.04 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Ингушетия от 25.05.05 по делу N А18-1250/04 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.