Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.08.2005 N Ф08-3849/2005 Суд установил, что в спорный период Минфин России недостаточно выделил субъекту денежных средств, необходимых для реализации Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“. Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили надлежащее финансирование льгот, установленных федеральным законом, расходы предприятия обоснованно взысканы с Минфина России за счет казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 августа 2005 года Дело N Ф08-3849/2005“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, в отсутствие истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края “Ставрополькоммунэлектро“ в лице Ипатовского филиала, ответчиков: Министерства финансов Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края, третьего лица - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального
казначейства по Ставропольскому краю на решение от 28.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1644/2004-С3, установил следующее.

ГУП Ставропольского края “Ставрополькоммунэлектро“ в лице Ипатовского филиала (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края (далее - управление), Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин края) о взыскании 41155 рублей 48 копеек задолженности по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ с 1 марта по 1 ноября 2004 г. (уточненные требования, т. 1, л.д. 89).

Определением от 06.12.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

Определением от 12.01.2005 в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее - Минфин России).

Решением от 28.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2005, исковые требования удовлетворены: с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 41155 рублей 48 копеек задолженности. В иске к управлению и Минфину края отказано. Судебные акты мотивированы тем, что размер задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением предприятием в спорный период льгот гражданам по Закону Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ подтвержден материалами дела. Предоставление социальных выплат и льгот, предусмотренных федеральным законодательством, должно осуществляться за счет федерального бюджета в лице Минфина России как
главного распорядителя бюджетных средств.

В кассационной жалобе Минфин России просит судебные акты отменить. По мнению заявителя, расходы, связанные с предоставлением льгот гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, должны возмещаться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета. Законодательство устанавливает обязанность Российской Федерации компенсировать расходы по предоставлению льгот из федерального бюджета только непосредственно перед бюджетами субъектов Российской Федерации, а не перед организацией, предоставляющей льготы.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

В судебном заседании представитель Минфина России повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя Минфина России, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, предприятие и управление заключили договор от 20.02.2004 N 36 о предоставлении услуг по компенсации расходов, связанных с реализацией льгот по электроэнергии гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“. Поскольку расходы предприятия по предоставлению льгот не возмещены в полном объеме, предприятие обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования предприятие представило в материалы дела акты сверок с управлением, списки лиц, пользующихся льготой по оплате за электроэнергию, согласованные с управлением, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, счета-фактуры, подлинные документы, подтверждающие частичную оплату лицами, пользующимися льготами, электроэнергии.

Оценив доказательства, суд первой инстанции удовлетворил требование предприятия. Проверив законность решения по жалобе Минфина России, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, поскольку факт предоставления предприятием в спорный период
льгот по оплате электроэнергии гражданам, имеющим право на льготу в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, размер расходов подтверждены документально.

Согласно пункту “ж“ статьи 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ (в редакции, действовавшей в спорный период) реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419), действовавшим в спорный период, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.

В силу пункта 1.2 Порядка финансирования в 2004 году расходов, связанных с фактической реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, утвержденного Приказом Министерства финансов Ставропольского края и Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 17.02.2004, финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, производится за счет средств краевого бюджета с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2004 год.

Таким образом, обязанность по выплате компенсаций возникает у бюджета субъекта Российской
Федерации опосредованно через соответствующие органы местного самоуправления. Финансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Данные положения подтверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“, предусматривающим возложение ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Федеральным законом от 24.06.99 N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств - есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“ (статья 38) и от 25.09.97 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ (статья 4) устанавливают, что увеличение расходов или уменьшение доходов местных
бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.

Указанные Федеральные законы предусматривают также, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.

Судом установлено, что в бюджет Ставропольского края из федерального бюджета для исполнения Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ на 2004 год выделено 24106 тыс. рублей. Как следует из документов, представленных Минфином края, указанные средства распределены по получателям в полном объеме поступивших ассигнований, нарушений при распределении выделенных средств и нецелевого их использования не установлено.

Вместе с тем из представленного в материалы дела отчета о финансировании расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ за 2004 г. (форма 2-р, утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2002 N 69н), видно, что размер выделенных средств недостаточен для покрытия расходов бюджета Ставропольского края (т. 2, л.д. 39).

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили надлежащее финансирование льгот, установленных федеральным законом, расходы предприятия обоснованно взысканы с Минфина России за счет казны Российской Федерации.

Межбюджетные отношения Российской Федерации и
Ставропольского края предметом рассматриваемого спора не являются. В компетенцию арбитражного суда не входит изменение порядка компенсации расходов, утвержденного Правительством Российской Федерации и обязательного для всех субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

При указанных обстоятельствах предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалованных решения и постановления у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1644/2004-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.