Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.08.2005 N Ф08-3817/2005-1534А по делу N А53-2264/2005-С6-46 В соответствии с действующим законодательством пеня по единому социальному налогу уплачивается по итогам отчетного периода, когда сформирована база для уплаты налога, исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности за данный отчетный период.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 августа 2005 года Дело N Ф08-3817/2005-1534А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “ЭМК-Атоммаш“ и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области, надлежащею извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области на решение от 14.04.2005 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2264/2005-С6-46, установил следующее.

Открытое акционерное общество “ЭМК-Атоммаш“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным
требования N 136 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) об уплате пени на сумму 3768934 рубля 13 копеек.

Решением арбитражного суда от 14.04.2005 требование налоговой инспекции признано недействительным в части уплаты пени по единому социальному налогу в сумме 103799 рублей 49 копеек. Судебный акт мотивирован тем, что начисление пени должно производиться не по окончании каждого месяца, а по результатам отчетного периода - квартала, когда сформирована база для уплаты налога, исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности за данный отчетный период.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

Налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, начисление пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу является правомерным.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит жалобу отклонить и оставить в силе решение суда, ссылаясь на его законность.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в связи с наличием задолженности по уплате единого социального налога налоговая
инспекция выставила обществу требование N 136 об уплате 3768934 рублей 13 копеек пеней по состоянию на 14.12.2004.

ОАО “ЭМК-Атоммаш“, не согласившись с начислением пеней, обратилось в арбитражный суд с иском о признании указанного требования недействительным.

Удовлетворяя требование, суд правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроком.

Статьями 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового, а в случаях, установленных законом, - отчетного периода, на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

В силу пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 1 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъясняется, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ.

Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации в целях
исчисления единого социального налога налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которыми воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Суд на основании указанных правовых норм сделал правильный вывод о том, что в соответствии с действующим законодательством пеня по единому социальному налогу уплачивается по итогам отчетного периода, когда сформирована база для уплаты налога, исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности за данный отчетный период.

При указанных обстоятельствах доводы кассационной жалобы о неправильном применении закона являются необоснованными.

Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.04.2005 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2264/2005-С6-46 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.