Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.08.2005 N Ф08-3388/2005 по делу N А63-1358/2004-С3 Решение суда о взыскании выпадающих доходов, связанных с предоставлением энергоснабжающей организацией льгот населению, за счет средств казны Российской Федерации является правильным, поскольку согласно закону данные расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 4 августа 2005 года Дело N Ф08-3388/2005“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца, от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ставропольскому краю, в отсутствие государственного унитарного предприятия Ставропольского края “Ставрополькрайводоканал“, Министерства финансов Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения Изобильненской районной государственной администрации Ставропольского края, Финансового управления Министерства финансов Ставропольского края по Изобильненскому району, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение от
06.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 23.05.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1358/2004-С3, установил следующее.

ГУП Ставропольского края “Ставрополькрайводоканал“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Изобильненской районной государственной администрации Ставропольского края (далее - управление) о взыскании 6849 рублей 56 копеек задолженности по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы“ и Федеральным законом “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ за период с 01.01.2003 по 01.12.2004 (уточненные требования).

Определением от 20.09.2004 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерство финансов Ставропольского края (далее - Минфин края), Финансовое управление Министерства финансов Ставропольского края по Изобильненскому району (далее - финуправление).

Решением от 06.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2005, в пользу предприятия с казны Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 6849 рублей 56 копеек. В иске к управлению, финуправлению и Минфину края отказано. Судебные акты мотивированы тем, что размер задолженности подтвержден материалами дела. Обеспечение финансовыми средствами предоставления социальных выплат и льгот, предусмотренных федеральным законодательством, должно осуществляться из федерального бюджета в лице Минфина России как главного распорядителя бюджетных средств.

В кассационной жалобе Минфин России просит судебные акты отменить. По мнению заявителя, расходы, связанные с предоставлением льгот гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации “О статусе Героев Советского
Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы“ и Федеральным законом “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, должны возмещаться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета. Законодательство устанавливает обязанность Российской Федерации компенсировать расходы по предоставлению льгот из федерального бюджета только непосредственно перед бюджетами субъектов Российской Федерации, а не перед организацией, предоставляющей льготы.

В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя Министерства финансов Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, предприятие в период с 01.01.2003 по 01.12.2004 предоставляло гражданам льготы по оплате за услуги водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы“ и Федеральным законом “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“.

Поскольку расходы предприятия по предоставлению льгот не возмещены в полном объеме, предприятие обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования предприятие представило суду акты сверок с управлением, списки лиц, пользующихся льготой по оплате услуг водоотведения и водопотребления, согласованные с управлением, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, счета-фактуры, копии удостоверений лиц, пользующихся льготой, утвержденные тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации.

Право
на компенсацию расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, возникает у кредитора в связи с исполнением гражданско-правового обязательства по предоставлению услуг по водоснабжению и водоотведению. Фактически в данных правоотношениях на стороне должника выступают два лица: потребитель товара (услуги), который должен уплатить льготную цену, и орган, обязанный (в силу закона или иного нормативного акта) уплатить остальную часть стоимости товара (услуги), которая и является дотацией. Именно суммы дотаций по льготируемым категориям граждан (потребителей) предъявлены ко взысканию истцом (кредитором).

В то же время необходимо учитывать, что данные расходы не являются убытками в смысле статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку представляют собой не ответственность, связанную с нарушением обязательства по оплате (товара или услуг), а часть основной задолженности, не возмещенной одним из должников. Непредоставление истцу (кредитору) соответствующих компенсаций нарушает его право собственности, противоречит статьям 8 и 35 Конституции Российской Федерации, статье 1 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, предприятие вправе потребовать от неисправного должника надлежащего исполнения обязательства, возложенного на него в силу требований закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.01.93 N 4301-1 “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы“ (в ред. от 10.07.96) указанные категории лиц (и совместно проживающие с ними члены их семей) освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение и центральное отопление). Расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации (статья 11 Закона).

Согласно
статье 3 Федерального закона от 09.01.97 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы“ названные категории граждан, а также совместно проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, горячее водоснабжение, центральное отопление). Эти расходы финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета (статья 7 Закона).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333, расходы, связанные с реализацией указанных Законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002 год. Предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов по коду 3020200 “Субвенции“ бюджетной классификации Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие указанных Правил продлено на 2003 и 2004
годы.

Таким образом, обязанность по выплате компенсаций возникает у бюджета субъекта Российской Федерации опосредованно через соответствующие органы местного самоуправления. Финансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Данные положения подтверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“, предусматривающим возложение ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В силу пункта 1.2 Порядка финансирования в 2004 году расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, финансирование расходов, связанных с реализацией Законов, производится за счет средств краевого бюджета с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2004 год. Расходы организаций в связи с предоставлением льгот Героям за 2003 год, не возмещенные по состоянию на 01.01.2004, считаются переходящей задолженностью и финансируются в 2004 году (пункт 1.5 Порядка).

Федеральным законом от 24.06.99 N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим
бюджетам.

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“ (статья 38) и от 25.09.97 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ (статья 4) устанавливают, что увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.

Указанные Федеральные законы предусматривают также, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.

В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ на реализацию Закона
Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы“ предусмотрено 158325 тыс. рублей. В силу статьи 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ на реализацию Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы“ предусмотрено 200000 тыс. рублей.

Суд установил, что денежные средства, выделенные Ставропольскому краю на реализацию Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы“, распределены по получателям в полном объеме поступивших ассигнований, нарушений при распределении выделенных средств и нецелевого их использования не установлено.

В связи с изложенным расходы истца, связанные с предоставлением льгот лицам, имеющим право на их получение на основании данных Законов, подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета с Минфина России.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 23.05.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1358/2004-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.