Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2005 N Ф08-2788/05 по делу N А63-570/2004-С3 Решение суда об удовлетворении иска института о взыскании с предприятия суммы переплаты, взысканной в безакцептном порядке за тепловую энергию, оставлено без изменения, поскольку расчеты за потребленную тепловую энергию между институтом и предприятием должны осуществляться по фактическим показателям установленного прибора учета, а не количестве теплопотребления, указанного в договоре.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2005 г. N Ф08-2788/05

Дело N А63-570/2004-С3

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от ответчика - Георгиевского муниципального унитарного предприятия “Теплосеть“ - С. (д-ть от 23.05.05), в отсутствие истца - Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Южно-Российский государственный технический университет“ (Новочеркасский политехнический институт) в лице филиала - Кавминводский институт, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Федерального государственного учреждения “Ставропольгосэнергоконтроль“, заявившего о рассмотрении кассационной жалобы без его участия, рассмотрев кассационную жалобу Георгиевского муниципального унитарного предприятия “Теплосеть“ на решение от 15.10.04 и
постановление апелляционной инстанции от 15.03.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-570/2004-С3, установил следующее.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Южно-Российский государственный технический университет“ (Новочеркасский политехнический институт) в лице филиала - Кавминводский институт (далее - институт, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Георгиевскому муниципальному унитарному предприятию “Теплосеть“ (далее - предприятие) о взыскании 45 661 рубль 74 копейки (уточненные требования) - суммы переплаты, взысканной в безакцептном порядке за тепловую энергию, потребленную в период с 16.10.03 по 01.04.04. в соответствии с договорами теплоснабжения от 01.01.03 N 361 и 01.01.04 N 361.

Решением арбитражного суда от 15.10.04, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.03.05, с предприятия в пользу института взыскано 45 661 рублей 74 копейки; в части взыскания 30 087 рублей 86 копеек производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части. Судебные акты мотивированы тем, что в спорный период расчеты за потребленную тепловую энергию между институтом и предприятием должны осуществляться по фактическим показателям установленного прибора учета, а не количестве теплопотребления, указанного в договоре.

В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что при рассмотрении дела суд дал неправильную оценку допущенным нарушениям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя при установке и эксплуатации прибора учета тепловой энергии. Нарушение требований эксплуатации приравнивается к выходу из строя узла учета тепловой энергии.

Отзыв на жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель предприятия повторил доводы кассационной жалобы, просил судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Проверив законность обжалованных судебных актов,
изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя предприятия, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.

Как видно из материалов дела, предприятие (энергоснабжающая организация) и институт (потребитель) заключили договор теплоснабжения от 01.01.03 N 361, согласно которому предприятие обязуется поставлять потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию, отпускаемую с сетевой водой на нужды отопления и горячего водоснабжения, а потребитель - оплачивать заказанное количество тепловой энергии.

В силу пункта 1.4 договора учет количества потребленной энергии и теплоносителя объектами потребителя производится по показаниям коммерческих приборов учета тепловой энергии потребителя. В случае неисправности или отсутствия приборов учета тепловой энергии у потребителя оплата за отпущенную тепловую энергию производится по расчетам энергоснабжающей организации в соответствии с договорными величинами, на основании Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий (пункт 2.8 договора).

Цена договора определяется количеством отпущенной тепловой энергии по установленному тарифу. Расчеты за поставляемую энергию осуществляются потребителем путем перечисления авансовых платежей на расчетный счет предприятия в срок до 10-го числа текущего месяца. При неоплате тепловой энергии в установленный срок энергоснабжающая организация имеет право предъявить платежные документы для списания суммы задолженности с расчетного счета потребителя в безакцептном порядке (пункт 2 договора).

Аналогичный договор заключен также на 2004 год - договор теплоснабжения от 01.01.04 N 361. В силу данного договора, определение объема теплопотребления исходя из договорных величин допускается также в случае непредставления потребителем показаний приборов учета (пункт 3.8 договора).

Судебные инстанции установили, что институт занимает часть здания, расположенного в г. Георгиевске по улице Октябрьской, 84; остальную часть здания занимают
иные организации и физические лица. В октябре 2003 года в помещении узла учета тепловой энергии здания специалистами ООО СМФ “Техмонтаж“, имеющим государственную лицензию на осуществление данного вида работ, смонтирован прибор учета тепловой энергии СПТ-961, зарегистрированный в Государственном реестре средств измерений. Работоспособность установленного теплосчетчика проверена и подтверждена полномочным представителем ООО НПФ “Логика“. Прибор имеет архивную память, позволяющую проконтролировать ежедневные показания прибора учета тепловой энергии с начала его использования.

В октябре - ноябре 2003 года при оплате отпущенной тепловой энергии предприятие руководствовалось показаниями теплосчетчиков. Однако в последующем, несмотря на установление теплосчетчика, предприятие исчисляло платежи на основании Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству 22.12.94. Институт отказывался в добровольном порядке оплачивать спорную сумму, в связи с чем предприятие списало ее в безакцептном порядке.

Полагая, что списание спорной суммы неправомерно, институт обратился в суд с заявленными требованиями.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его
условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309 - 310 Кодекса).

Взаимоотношения сторон основаны на договорах теплоснабжения от 01.01.03 и 01.01.04 N 361, которые относятся к договорам энергоснабжения и регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 539 указанного Кодекса к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу заключенных сторонами договоров теплоснабжения при наличии прибора учета количество израсходованной энергии определяется по фактическим показателям теплосчетчика.

Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.09.1995 N 954 (далее - Правила учета тепловой энергии) определен порядок допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.

Названными Правилами установлено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации (пункт 7.1).

Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний
приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию (пункт 7.5).

В материалы дела представлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, из которого следует, что узел учета допускается в эксплуатацию с 16 октября 2003 года по 17 сентября 2005 года. Данный акт подписан представителем предприятия - Т., представителем института У., утвержден главным инженером предприятия А.

Судебные инстанции дали оценку данному документу и пришли к обоснованному выводу о том, что допуск узла учета потребителя тепловой энергии осуществлен в соответствии с требованиями пункта 7.1 Правил учета тепловой энергии.

Правильность данного вывода подтверждается представленными в дело Государственными свидетельствами о поверке средств измерений, входящих в состав узла учета тепловой энергии, техническим описанием узла учета расхода тепла, согласованного с ФГУ “Ставропольгосэнергонадзор“, актом проверки приборов узла учета тепла института, выданным ЗАО “Научно-производственная фирма “Логика“.

Кроме того, сложившиеся после подписания акта взаимоотношения сторон (проверки, комиссии) также свидетельствуют о том, что предприятие не имело претензий к вводу в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

С учетом изложенных обстоятельств, с 16.10.03 оплата тепловой энергии должна производиться исходя из показаний теплосчетчика.

Согласно пунктам 9.5 и 9.6 Правил учета тепловой энергии показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время фиксируются в журналах учета тепловой энергии и теплоносителя. В срок, определенный в договоре, потребитель обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журналов учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.

Возражая против заявленных требований, предприятие ссылается на то, что в нарушение договоров и Правил учета тепловой энергии институт не вел журнал регистрации показаний
учета, не представлял их энергоснабжающей организации.

При рассмотрении дела судебные инстанции дали правильную оценку данным обстоятельствам и правомерно пришли к выводу, что допущенные институтом нарушения не являются основанием для определения количества потребленной тепловой энергии исходя из договорных величин. В приборе учета имеется архивная память, в которую ежедневно в одно и то же время автоматически заносятся показания как самого прибора учета, так и расходомеров и термометров, участвующих в определении итогового теплопотребления. Кроме того, из пункта 9.7 Правил учета тепловой энергии, которым перечислены нарушения требований эксплуатации узла учета тепловой энергии, приравнивающиеся к выходу его из строя узла, не следует, что отсутствие журнала учета тепловой энергии и не представление его энергоснабжающей организации является нарушением, влекущим невозможность применения показателей счетчиков при определении количества потребленной энергии.

Доводы о наличии погрешности в работе прибора учета тепловой энергии также были предметом исследования судебных инстанций.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил учета тепловой энергии узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя, и др.), зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений и имеющими сертификат Главгосэнергонадзора Российской Федерации.

Суд установил, что приборы учета были внесены в Государственный реестр средств измерений, в спорный период не истек срок действия государственных свидетельств о поверке средств измерений на пригодность к применению. В то же время, в нарушение процессуального законодательства предприятие не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период приборы учета института имели существенные погрешности при определении количества потребленной тепловой энергии.

При таких обстоятельствах у судебных инстанций не имелось оснований для вывода о том, что в процессе установки и
эксплуатации приборов учета тепловой энергии институт допустил нарушения требований Правил учета тепловой энергии, влекущие невозможность учета количества тепловой энергии по показаниям приборов учета. Обстоятельства и материалы дела свидетельствуют о правомерности позиции истца о необоснованном определении ответчиком количества тепловой энергии исходя из договорных величин.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судебных инстанций, им дана надлежащая оценка.

В силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, которым судом первой и апелляционной инстанций дана соответствующая оценка.

При принятии кассационной жалобы предприятию предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, которая согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 15.10.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.03.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-570/2004-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ГМУП “Теплосеть“ г. Георгиевск в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей госпошлины по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.