Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.05.2005 N Ф08-2061/2005-836А Отсутствие государственной регистрации контрагентов не может служить основанием для вывода о невозможности отнесения понесенных затрат по закупке товаров на расходы покупателя при исчислении налога на прибыль.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 мая 2005 года Дело N Ф08-2061/2005-836А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Контакт-77“, представителя от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по Динскому району (ранее - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Динскому району), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Динскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2005 по делу N А32-8102/2004-58/62, установил следующее.

ООО “Контакт-77“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам по Динскому району (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения налоговой инспекции от 04.03.2004 N 06.01.37/100 и требования от 04.03.2004 N 8 в части:

1) пункта 1 решения - полностью;

2) пункта 2 решение в части:

- 1161206 рублей 43 копеек НДС, 232306 рублей 27 копеек штрафа, 559793 рублей 36 копеек пени;

- 1293479 рублей 62 копеек налога на прибыль, 259223 рублей 43 копеек штрафа, 396222 рублей 97 копеек пени;

- 80213 рублей 90 копеек НДФЛ, 16093 рублей 50 копеек штрафа, 4935 рублей 56 копеек НДФЛ, 1037 рублей 79 копеек штрафа, 40633 рублей 29 копеек пени;

- 83429 рублей 66 копеек ЕСН (федеральный бюджет), 16685 рублей 93 копеек штрафа, 12151 рубля 36 копеек пени;

- 23721 рубля 10 копеек ЕСН (ФСС), 4755 рублей 82 копеек штрафа, 3147 рублей 73 копеек пени;

- 1186 рублей 06 копеек ЕСН (ФФОМС), 237 рублей 79 копеек штрафа, 180 рублей пени;

- 20162 рублей 96 копеек ЕСН (ТФОМС), 4042 рублей 44 копеек штрафа, 3397 рублей 14 копеек пени;

- 82618 рублей 26 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 16604 рублей 79 копеек штрафа, 16538 рублей 13 копеек пени.

Окончательно определить к уплате 4334255 рублей 69 копеек, в том числе 2746268 рублей 39 копеек налогов, 550987 рублей 76 копеек штрафа, 1032063 рублей 98 копеек, 4935 рублей 56 копеек НДФЛ (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).

Решением от 02.02.2005 признаны решение налоговой инспекции от 04.03.2004 N 06.01.37/100 и требование от 04.03.2004 N 8 недействительными в части:

- 456848 рублей 77 копеек НДС, 91369 рублей 75 копеек штрафа, 276385 рублей 23 копеек
пени;

- 1295730 рублей 13 копеек налога на прибыль, 259146 рублей 02 копеек штрафа, 396222 рублей 97 копеек пени;

- 80213 рублей 90 копеек НДФЛ, 16042 рублей 78 копеек штрафа, 37790 рублей 51 копейки пени;

- 83429 рублей 66 копеек ЕСН (федеральный бюджет), 16685 рублей 93 копеек штрафа, 12151 рубля 36 копеек пени;

- 23721 рубля 10 копеек ЕСН (ФСС), 4744 рублей 22 копеек штрафа, 3147 рублей 73 копеек пени;

- 1186 рублей 06 копеек ЕСН (ФФОМС), 237 рублей 21 копейки штрафа, 180 рублей пени;

- 20162 рублей 96 копеек ЕСН (ТФОМС), 4032 рублей 59 копеек штрафа, 3397 рублей 14 копеек пени;

- 82618 рублей 26 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 16604 рублей 79 копеек штрафа, 16455 рублей 43 копеек пени.

В остальной части заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что доначисление НДС, пени и штрафа по сделкам с несуществующими юридическими лицами обоснованно. Доначисление налога на прибыль, НДФЛ, ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов неправомерно, поскольку факт поставки товаров (работ, услуг), их оприходование и дальнейшее использование в производственной деятельности общества подтверждается первичной бухгалтерской документацией и не оспаривается налоговой инспекцией.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Инспекция Федеральной налоговой службы России по Динскому району с кассационной жалобой, в которой просит решение от 02.02.2005 отменить в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 04.03.2004 N 06.01.37/100 в части доначисления:

- 917227 рублей 13 копеек налога на прибыль, 183469 рублей 61 копейки штрафа, 250719 рублей 92 копеек пени;

- 80213 рублей 90 копеек НДФЛ, 16042 рублей 78 копеек штрафа, 37790 рублей
51 копейки пени;

- 83429 рублей 66 копеек ЕСН (федеральный бюджет), 16685 рублей 93 копеек штрафа, 12151 рубля 36 копеек пени;

- 23721 рубля 10 копеек ЕСН (ФСС), 4744 рублей 22 копеек штрафа, 3147 рублей 73 копеек пени;

- 1186 рублей 06 копеек ЕСН (ФФОМС), 237 рублей 21 копейки штрафа, 180 рублей пени;

- 20162 рублей 96 копеек ЕСН (ТФОМС), 4032 рублей 59 копеек штрафа, 3397 рублей 14 копеек пени;

- 82618 рублей 20 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 16604 рублей 79 копеек штрафа, 16455 рублей 43 копеек пени.

По мнению подателя жалобы, доначисление налога на прибыль, НДФЛ, ЕСН, страховых взносов, пеней и штрафов по сделкам с несуществующими юридическими лицами правомерно.

В отзыве на кассационную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представители сторон повторили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей и сборов с 01.04.2001 по 30.06.2003 (по ЕСН и налогу на прибыль по 31.12.2002).

Результаты проверки оформлены в акте от 10.02.2004 N 06.01.37/67, по которому 04.03.2004 налоговая инспекция вынесла решение N 06.01.37/100. Указанным решением обществу доначислены налоги, пени, штрафы, в том числе 1296117 рублей 13 копеек налога на прибыль, 259223 рубля 43 копейки штрафа, 396222 рубля 97 копеек пени; 80213 рублей 90 копеек НДФЛ, 16042 рубля 78
копеек штрафа, 37790 рублей 51 копейка пени; 83429 рублей 66 копеек ЕСН (федеральный бюджет), 16685 рублей 93 копейки штрафа, 12151 рубль 36 копеек пени; 23721 рубль 10 копеек ЕСН (ФСС), 4744 рубля 22 копейки штрафа, 3147 рублей 73 копейки пени; 1186 рублей 06 копеек ЕСН (ФФОМС), 237 рублей 21 копейка штрафа, 180 рублей пени; 20162 рубля 96 копеек ЕСН (ТФОМС), 4032 рубля 59 копеек штрафа, 3397 рублей 14 копеек пени; 82618 рублей 26 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 16604 рубля 79 копеек штрафа, 16455 рублей 43 копейки пени.

Оспариваемые суммы доначислены по сделкам общества с несуществующими юридическими лицами.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, действовавшего до 01.01.2002, объектом обложения налогом являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, обоснованные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в
производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

В соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

На основании статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. К объекту налогообложения не относятся выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 “Единый социальный налог“ Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти
документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Таким образом, законодательство не возлагает на покупателя-налогоплательщика обязанность при приобретении товаров (работ, услуг) проверять факт государственной регистрации и постановки на налоговый учет поставщиков (продавцов) и не увязывает отсутствие в государственном реестре юридических лиц продавцов товара с невозможностью бухгалтерского учета произведенных расходов.

Как видно из материалов дела, суд первой инстанции установил факт поставки товаров (работ, услуг), их оприходование и дальнейшее использование в производственной деятельности общества. Налоговая инспекция не оспаривает данный факт. В подтверждение понесенных расходов налогоплательщик представил первичные документы, которые суд первой инстанции признал надлежаще оформленными и соответствующими требованиям законодательства. Отсутствие государственной регистрации контрагентов не может служить основанием для вывода о невозможности отнесения понесенных затрат по закупке товаров на расходы покупателя при исчислении налога на прибыль.

Налоговая инспекция не доказала, что материально-ответственные лица общества израсходовали полученные ими денежные средства на иные цели, чем те, которые указаны в документах на приобретение товаров, имеющихся в материалах дела. Основания для признания данных сумм доходом работников общества по смыслу статей 210, 236, 237 Налогового кодекса Российской Федерации и объектом обложения страховыми взносами по пункту 2
статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ отсутствуют.

Таким образом, вывод суда о том, что налоговый орган необоснованно произвел доначисление налога на прибыль, НДФЛ, ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с денежных сумм, израсходованных на приобретение товарно-материальных ценностей у несуществующих юридических лиц и сумм пени и штрафов по ним, правомерен.

При указанных обстоятельствах выводы суда в указанной части являются обоснованными.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2005 по делу N А32-8102/2004-58/62 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.