Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2005 N Ф08-1809/2005-757А Согласно нормам Таможенного кодекса Российской Федерации страной происхождения товара является страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 мая 2005 года Дело N Ф08-1809/2005-757А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Тоняна Т.Р., представителя от заинтересованного лица - Ростовской таможни, рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на постановление апелляционной инстанции от 31 января 2005 года Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-19338/2004-С5-19, установил следующее.

Предприниматель без образования юридического лица Тонян Т.Р. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни от 16.10.2004 N 10313000-805/2004 о привлечении заявителя к административной ответственности
по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 53692 рублей 35 копеек штрафа.

Решением суда от 18 ноября 2004 года в удовлетворении заявления отказано.

Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение предпринимателем административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку простое смешивание растворимого бразильского кофе, малазийских сливок и сахарного песка, в результате чего был получен кофейный растворимый напиток “Оригинал Верджине“, ввезенный предпринимателем, не отвечает критерию достаточной переработки.

Постановлением апелляционной инстанции от 31 января 2005 года решение от 18 ноября 2004 года отменено, оспариваемое постановление таможенного органа признано незаконным и отменено.

Судебный акт мотивирован тем, что при определении страны происхождения растворимого кофейного напитка “Оригинал Верджине“ необходимо устанавливать процентную долю стоимости используемых материалов в цене конечной продукции.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Ростовская таможня с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции, в которой просит указанный судебный акт отменить. Таможенный орган считает, что процесс изготовления растворимого напитка “Оригинал Верджине“ (смешивание компонентов, помол, просеивание) не приводит к существенному изменению полученной продукции от исходных составляющих. Таможня руководствовалась Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000 в редакции решения Экономического совета СНГ от 20.12.2002, в соответствии с пунктом 4 которых в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной переработки. При изготовлении спорного товара не использовался товар, происходящий из Армении.

Предприниматель представил отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит
кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Ростовской таможни поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель заявителя в судебном заседании просила постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Предприниматель ввез на таможенную территорию Российской Федерации растворимый кофейный напиток “Оригинал Верджине“ (три в одном). При таможенном оформлении указанного товара заявитель представил сертификат происхождения товара формы СТ-1 N 26-5/2374-1, выданный Торгово-промышленной палатой Республики Армения, согласно которому страной происхождения товара является Республика Армения.

При проверке сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации предпринимателя, Ростовская таможня пришла к выводу, что страной происхождения указанного товара является Бразилия, на основании чего приняла решение от 01.09.2004 N 10313000/17-05/12П и определением от 03.09.2004 возбудила в отношении предпринимателя дело об административном правонарушении N 10313000-805/2004 по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Ростовской таможни от 16.10.2004 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, в виде штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных платежей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения.

В силу требований статей 168, 169, 173 Таможенного кодекса Российской Федерации декларант товара обязан заявлять точные сведения о товарах, декларируемых им.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования при ввозе и вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Согласно Приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.12.2003 N 1539, принятого во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2004 N 1057, к товарам, классифицируемым по товарной субпозиции 2101129201 ТНВЭД
России (в том числе растворимый кофе) и происходящим из Республики Армения, ввозные таможенные пошлины не применяются, а в случае, когда страной происхождения товара данной подсубпозиции является Бразилия, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 15% от таможенной стоимости.

Закон Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ и Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000, (далее - Правила определения страны происхождения товаров) не предусматривают возможности оформления другого документа и не содержат отсылочной нормы, позволяющей оформить иной документ, дающий право на льготу, кроме сертификата о происхождении товара.

Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе“, а также пункту 16 Правил определения страны происхождения товаров в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным организациям страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов.

В письме от 14.12.2004 N 123 Торгово-промышленная палата Республики Армения пояснила, что при производстве растворимого кофейного напитка “Оригинал Верджине“ компоненты: растворимый кофе, сливки и сахарный песок - в установленных пропорциях смешиваются в специальной мешалке, далее осуществляется помол смеси в кофемолке со шнеком и просеивание, что приводит к существенному изменению полученной продукции от исходных составляющих.

Согласно статьям 30, 32 данного Кодекса страной происхождения товара является страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Переработка является достаточной, если вследствие
нее произошло изменение классификационного кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) на уровне первых четырех знаков либо операции по переработке товара прямо попадают под критерии достаточной переработки, перечисленные в Таможенном кодексе Российской Федерации либо действующих на территории Российской Федерации международных нормативных актах.

На основании изложенного апелляционная инстанция при рассмотрении спора признала правильным вывод суда первой инстанции о том, что сертификат происхождения товара Торгово-промышленной палаты Республики Армения формы СТ-1 N 26-5/2374-1 выдан на основании критериев, не применяемых в Российской Федерации, поэтому таможенный орган на основании пункта 1 статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации (2003 г.) обоснованно не принял во внимание данный документ.

Вместе с тем Правила определения страны происхождения товара указывают, что под критерием достаточной обработки/переработки понимается один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

В соответствии с пунктом 4 Правил критерий достаточной обработки (переработки) может выражаться: а) изменением товарной позиции по ТН Ф.И.О. хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки (переработки); б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Согласно Решению Экономического совета СНГ от 20.12.2002 “Об изменениях и дополнениях в перечень условий производственных и технологических операций, при выполнении которых товар
считается происходящим из той страны, в которой они имели место“ товары, классифицируемые в товарной подсубпозиции 2101 12 ТН ВЭД (готовые продукты на основе кофе), считаются произведенными из страны, где в результате технологических операций “стоимость используемых материалов той же позиции, что и готовый продукт, не должна превышать 50% цены конечной продукции“. Таким образом, критерием достаточной переработки является факт использования бразильского растворимого кофе стоимостью, не превышающей 50% стоимости готового продукта.

Таможенный орган не оспаривает, что стоимость исходного компонента растворимого бразильского кофе не превышает половины стоимости готового продукта - растворимого кофейного напитка “Оригинал Верджине“.

Из представленной заводом-изготовителем СП ООО “Армен-Амик Егбайрнер“ калькуляции видно, что стоимость исходного компонента растворимого кофе составляет 0,16 долларов США, а стоимость готового продукта растворимого кофейного напитка “Оригинал Верджине“ - 0,85 долларов США, что более чем на 50%.

Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция сделала обоснованный вывод о том, что страной происхождения растворимого кофейного напитка “Оригинал Верджине“ является Армения, и у таможенного органа отсутствовали основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 31 января 2005 года Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-19338/2004-С5-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.