Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.03.2005 N Ф08-801/2005-323А Реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, по подоходному налогу с физических лиц, по заработной плате перед персоналом организации. Таким образом, вывод суда о том, что в суммы задолженности по пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц могут быть реструктуризированы, не соответствует нормам материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 марта 2005 года Дело N Ф08-801/2005-323А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества “Агропромфирма “Голубицкая“, в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району (ранее - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Темрюкскому району), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление N 31778), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2004 по делу N А32-24159/2004-11/752, установил следующее.

ОАО “АПФ “Голубицкая“ (далее - общество) обратилось
в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Темрюкскому району (далее - налоговая инспекция):

1) о признании незаконными бездействий налоговой инспекции, выразившихся в невключении в справку о задолженности по исчисленным пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2004 по подоходному налогу на физических лиц в размере 747939 рублей 14 копеек, невключении в соглашение (согласие) на реструктуризацию сумм задолженности по пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц в размере 747939 рублей 14 копеек;

2) об обязании налоговой инспекции включить в соглашение (согласие) на реструктуризацию задолженности по пени и штрафам по подоходному налогу 747939 рублей 14 копеек и передать соглашение в Межведомственную комиссию по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей по Краснодарскому краю;

3) о признании инкассового поручения от 27.04.2004 N 41375 на сумму 737539 рублей 14 копеек о взыскании задолженности по начисленным пеням и штрафам за неуплату подоходного налога не подлежащим исполнению, как необоснованного (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления.

Решением от 30.11.2004 ходатайство общества о восстановлении пропущенного процессуального срока удовлетворено, бездействие налоговой инспекции, выразившееся в невключении в справку о задолженности общества по начисленной пене и штрафу в сумме 747939 рублей 14 копеек, в том числе пени 737539 рублей 14 копеек, штрафа 10400 рублей. В остальной части требования общества оставлены без удовлетворения.

Судебный акт мотивирован тем, что каких-либо ограничений по реструктуризации долгов по подоходному налогу Законом Российской Федерации “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“ не предусмотрено.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась
налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 04.11.2004 в части признания незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невключении в справку о задолженности общества по пене и штрафу по налогу на доходы физических лиц. Отказать обществу в требовании о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невключении в справку о задолженности общества по пене и штрафу по налогу на доходы физических лиц.

По мнению подателя жалобы, Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“, Указом Президента Российской Федерации от 16.07.2003 N 784 “О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей“, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 “О реализации Федерального закона “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“ и 29.08.2003 N 535 “О реализации дополнительных мер по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей“ не предусмотрена реструктуризация и списание сумм пени и штрафа по налогу на доходы физических лиц, так как данные суммы не являются задолженностью организации как налогоплательщика.

В отзыве на кассационную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, доводы отзыва на кассационную жалобу и выслушав представителя общества, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция 19.12.2001 вынесла решение N 49 о предоставлении обществу реструктуризации просроченной задолженности по подоходному налогу на сумму пени и штрафа 747940 рублей.

Налоговая инспекция 15.01.2004 приняла решение N 35 и отменила решение от 19.12.2001 N 49, в связи
с чем направила в банк инкассовое поручение от 27.04.2004 N 41375 о взыскании 737539 рублей 14 копеек.

Налоговая инспекция, направляя в территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей Краснодарского края соглашение (согласие) от 15.01.2004 N 142 для подписания соглашения на реструктуризацию по долгам общества, указала сумму долгов для реструктуризации 17542267 рублей и не включила в данную сумму 747939 рублей 14 копеек пени и штрафа по подоходному налогу.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция не включила указанную сумму и в справку о задолженности по начисленным пеням и штрафам общества по состоянию на 01.01.2002.

Согласно статье 1 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“ установлены правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.

В соответствии со статьей 2 данного Закона реструктуризация долгов - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств, а долг - просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность сельскохозяйственного товаропроизводителя по платежам в бюджеты всех уровней, а также за поставленные ему товары (выполненные работы, оказанные услуги).

В силу статьи 8 указанного Закона к межведомственным комиссиям по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей относятся федеральная комиссия и территориальные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно пункту 3 статьи 9 данного Закона федеральная комиссия организует работу территориальной комиссии, а также определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов.

В
соответствии с пунктом 4 статьи 11 этого же Закона территориальные комиссии определяют условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, и принимают решения о предоставлении должникам права на реструктуризацию долгов, а также осуществляют контроль за ходом исполнения принятых на себя должником обязательств по соглашению о реструктуризации долгов.

Из приведенных норм права следует, что определение порядка оценки долгов сельскохозяйственных производителей и порядка проведения реструктуризации долгов относится к компетенции федеральной комиссии, которая протоколом от 25.02.2003 N 4 и утвердила Порядок оценки долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также Порядок проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Пунктами, соответственно, 5 и 2 указанных Порядков определено, что реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, по подоходному налогу с физических лиц, по заработной плате перед персоналом организации.

Таким образом, вывод суда о том, что в суммы задолженности по пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц могут быть реструктуризированы, не соответствует нормам материального права.

Следовательно, у суда не было правовых оснований для удовлетворения требования общества в части признания незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невключении в справку о задолженности общества по исчисленным пеням и штрафам в сумме 747939 рублей 14 копеек, в том числе 737539 рублей 14 копеек пени, 10400 рублей штрафа.

При указанных обстоятельствах решение суда в данной части подлежит отмене, а заявленное обществом требование - отказу в удовлетворении.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2004 по делу N А32-24159/2004-11/752 отменить в части удовлетворения
заявленного требования и в указанной части отказать в удовлетворении требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.