Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.02.2005 N Ф08-214/2005-84А Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам статьей “Операции, не подлежащие налогообложению...“ Налогового кодекса РФ, согласно которой освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом, законодательством не установлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 февраля 2005 года Дело N Ф08-214/2005-84А

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей заявителя - государственного учреждения Горячеключевского лесхоза, представителя от заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Горячий Ключ, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения Горячеключевского лесхоза на решение от 19.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.10.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6797/2004-56/335, установил следующее.

Государственное учреждение Горячеключевской лесхоз (далее - лесхоз) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИМНС России по г. Горячий Ключ (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным
решения налоговой инспекции от 09.02.2004 N 2.6.2-7.

Решением суда от 19.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.10.2004, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что осуществление лесхозом рубок ухода за лесом за период октябрь - декабрь 2003 года, а также отсутствие договоров на рубку, заключенных с иными организациями, не свидетельствуют о том, что данные полномочия являются исключительными, в связи с чем реализация древесины от указанных рубок с 01.07.2002 облагается налогом на добавленную стоимость.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился лесхоз с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты. Податель жалобы указывает, что является государственным учреждением, рубки ухода за лесом не могут рассматриваться как предпринимательская деятельность и являются исключительными полномочиями лесхоза, а потому в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации он имеет право на льготу по налогу на добавленную стоимость. Реализация деловой древесины производилась населению и организациям без выставления сумм налога на добавленную стоимость, вырученные от реализации денежные средства по своей природе являются бюджетными.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за октябрь, ноябрь, декабрь 2003 года, представленных лесхозом.

По материалам проверки налоговый орган вынес решение от 09.02.2004 N 2.6.2-7 о привлечении лесхоза к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 84995
рублей 95 копеек. Названным решением налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 424979 рублей 77 копеек и пени - 97881 рубль 71 копейку.

Основанием для начисления налога и пени послужил факт невключения лесхозом в налоговую базу выручки от реализации организациям и физическим лицам лесопродукции, полученной от рубок ухода за лесом.

Не согласившись с начислением данных сумм, налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа.

Вывод судов о том, что денежные средства от реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость, является правильным, соответствующим статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации и статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах Федерального казначейства и банках, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.

В соответствии со статьей 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (введенной в действие
с 01.01.2001) плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в пунктах 1 и 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).

Подпунктом 4 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.

Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.

В данном случае лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок ухода. В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса признается передача на
возмездной основе права собственности на товар, следовательно, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).

Ссылка лесхоза на подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не принята кассационной инстанцией, поскольку операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, так как в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.

Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.

Несостоятелен довод лесхоза о том, что средства, полученные им от реализации древесины, по своей природе являются бюджетными и направляются на ведение лесного хозяйства, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.10.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6797/2004-56/335 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.