Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.02.2005 N Ф08-211/2005-88А В соответствии со статьей “Выбор и изменение таможенного режима“ Таможенного кодекса ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных кодексом, и соблюдать этот таможенный режим.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 8 февраля 2005 года Дело N Ф08-211/2005-88А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Транс-Альянс“, заинтересованного лица - Новороссийской таможни, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение от 5 августа 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 17 ноября 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-17569/2004-34/568-44АЖ, установил следующее.

ООО “Транс-Альянс“ обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным и отмене постановления от
15.06.2004 по делу N 10317000-442/2004 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение сроков представления таможенной декларации (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 5 августа 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17 ноября 2004 года, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, в отношении заявителя прекращено производство по делу об административном правонарушении.

Судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии в действиях ООО “Транс-Альянс“ состава административного правонарушения.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Новороссийская таможня с кассационной жалобой на решение и постановление апелляционной инстанции, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы таможенный орган указал, что транзитная декларация подпадает под понятие таможенной декларации, срок подачи которой установлен статьей 129 Таможенного кодекса Российской Федерации.

ООО “Транс-Альянс“ направило отзыв, в котором просит жалобу отклонить и рассмотреть дело без участия своего представителя.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение ввиду следующего. При осуществлении таможенного оформления товаров, помещенных 02.05.2004 в ЗТК ОАО “Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие“ по документу учета 2004/135/1309, таможенный инспектор установил, что товары являются транзитными, а транзитная декларация заявителем подана с нарушением срока, предусмотренного статьей 129 Таможенного кодекса Российской Федерации. По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 31.05.2004 N 10317000-442/2004.

Постановлением Новороссийской таможни от 15.06.2004 N 10317000-442/2004 ООО “Транс-Альянс“ привлечено к ответственности по статье 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в
виде взыскания 5 тысяч рублей штрафа.

Заявитель не согласился с привлечением его к административной ответственности и оспорил постановление таможни в судебном порядке.

При разрешении спора судебные инстанции признали необоснованным возложение на заявителя (экспедитора) обязанности по представлению таможенной декларации на товары, следовавшие по процедуре внутреннего таможенного транзита. Суд указал, что нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01.01.2004, о таможенных декларациях не распространяются на отношения по представлению транзитной декларации при внутреннем таможенном транзите.

Вместе с тем из материалов дела видно, что перевозка ввезенного на территорию Российской Федерации товара производилась в соответствии с процедурой международного таможенного транзита, поскольку иностранные товары перемещались по таможенной территории Российской Федерации из г. Стамбула (Турция) в г. Алматы (Республика Казахстан).

Согласно статье 123 Таможенного кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу, т.е. совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров любым способом (подпункт 7 пункта 1 статьи 11 данного Кодекса).

В соответствии со ст.ст. 168, 169, 174, 182 Таможенного кодекса Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, таможенный режим которых изменяется, а также других товаров и транспортных средств в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации, они подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации, которое производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом форма и порядок декларирования, а также перечень необходимых для таможенных целей сведений определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 156 Кодекса
ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных кодексом, и соблюдать этот таможенный режим.

Таким образом, товар, ввезенный в Российскую Федерацию, подлежал декларированию в режиме международного таможенного транзита.

Судебные инстанции не оценили данные обстоятельства, не выяснили, какие нормы Таможенного кодекса подлежат применению к спорным отношениям, кто и в какие сроки в связи с этим должен декларировать иностранные товары, не исследовали правовой статус заявителя в отношении таких товаров, перемещаемых в соответствии с режимом международного таможенного транзита.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к необоснованному выводу об отсутствии в действиях ООО “Транс-Альянс“ состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исследовали и не оценили всех фактических обстоятельств дела, связанных с конкретными правоотношениями, поэтому судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При разрешении спора арбитражному суду необходимо учесть следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 286 и 293 указанного Кодекса.

Под таможенной декларацией понимается документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган (пункт 27 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации). Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером по выбору декларанта.
В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 данного Кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2 данной статьи, в частности при перемещении товаров через таможенную границу под таможенным режимом транзита, декларантами, кроме российских лиц, вправе выступать иностранные организации, имеющие представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке (статьи 124, 126 данного Кодекса).

Согласно статье 169 Таможенного кодекса Российской Федерации при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным статьями 80 - 86 данного Кодекса в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.

В соответствии со статьей 80 Таможенного кодекса Российской Федерации после прибытия на таможенную территорию Российской Федерации для получения разрешения на таможенный транзит ввезенных товаров перевозчик или экспедитор подает в таможенный орган транзитную декларацию, а в силу статьи 171 Кодекса перевозчик обязан предъявить транзитные товары, представить транзитную декларацию и иные документы на транзитные товары, используемые для целей международного таможенного транзита, таможенному органу назначения (пункт 1 статьи 92 данного Кодекса).

Суду при разрешении спора следует выяснить, соответствует ли транзитная декларация при международном таможенном транзите признакам таможенной декларации, установленным в подпункте 27 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также с учетом имеющихся и вновь представленных доказательств решить вопрос о наличии или отсутствии у заявителя обязанности по представлению таможенной декларации на
перевозимые им товары в соответствии с заключенным договором на транспортно-экспедиционное обслуживание N 118/7.07.2003.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 5 августа 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 17 ноября 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-17569/2004-34/568-44АЖ отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.