Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2005 N Ф08-6568/2004-2511А Поскольку у общества нет лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта, в его действиях имеется состав правонарушения, предусмотренного нормами статьи “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)“ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 января 2005 года Дело N Ф08-6568/2004-2511А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании от заявителя - заместитель прокурора Каневского района, представителей от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью топливно-нефтяная компания “Союз“, рассмотрев кассационную жалобу прокурора Каневского района на решение от 2 сентября 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-23604/2004-19/727-30АП, установил следующее.

Прокурор Каневского района (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью топливно-нефтяная компания “Союз“ (далее - ООО ТНК “Союз“) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях за осуществление деятельности без лицензии.

Решением суда от 2 сентября 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.

Прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что, поскольку у общества нет лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта, в его действиях имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО ТНК “Союз“ представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.

Представители общества просили решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

На основании поручения прокурора Каневского района инспектором Отдела государственного пожарного надзора проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности ООО ТНК “Союз“.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по эксплуатации трех АЗС, расположенных по адресам: ст. Каневская, ул. Свердликова б.н., ул. Западная, 61, ул. Таманская, 254а, без специального разрешения (лицензии).

В актах проверки зафиксирован факт хранения и реализации бензина и дизельного топлива с нарушением требований об обязательном наличии на АЗС самосрабатывающих огнетушителей, устройств для предотвращения переполнения резервуаров для хранения топлива. Кроме того, проверкой установлено, что свою деятельность ООО ТНК “Союз“ осуществляет без специальной лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.

По окончании проверки орган пожарного
надзора вынес предписание от 05.08.2004 N 277 об устранении выявленных нарушений в десятидневный срок со дня вручения.

По итогам рассмотрения материалов проверки прокурором вынесено постановление от 06.08.2004 о возбуждении в отношении ООО ТНК “Союз“ дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы проверки направлены заявителем в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

При рассмотрении спора суд пришел к неправильному выводу об отсутствии в действиях ООО ТНК “Союз“ состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанной нормой установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Федеральным законом от 9 декабря 2002 года N 164-ФЗ “О внесении изменения в статью 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по реализации нефти, газа и продуктов их переработки исключена из числа лицензируемых видов деятельности.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 17 Закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ (в редакции от 09.12.2002, от 26.03.2003) “О лицензировании отдельных видов деятельности“ лицензированию подлежит, помимо прочего, деятельность по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, а также деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года N 595. При этом под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых в том числе используются
(производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

В соответствии с пунктом 2 этого Положения лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Факт отсутствия лицензии на эксплуатацию АЗС, где осуществляется хранение и реализация горючих жидкостей - нефтепродуктов, ООО ТНК “Союз“ не отрицает.

Следовательно, обоснован довод прокурора о наличии в действиях ООО ТНК “Союз“ объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса.

При таких обстоятельствах, учитывая, что выводы суда первой инстанции привели к принятию неправильного решения, суд кассационной инстанции считает, что принятый судебный акт подлежит отмене.

Между тем в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение о привлечении к административной ответственности не может быть принято по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. По данному делу указанный срок истек, в связи с чем в удовлетворении заявления прокурора надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 2 сентября 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-23604/2004-19/727-30АП отменить.

В удовлетворении заявления прокурора Каневского района ООО ТНК “Союз“ к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.