Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2005 N Ф08-6274/2004-2498А В соответствии со статьей “Налоговые агенты“ Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 января 2005 года Дело N Ф08-6274/2004-2498А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Урванскому району, в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Нальчикское Инвестиционное Агентство Недвижимости“ и третьего лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику, извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Нальчикское Инвестиционное Агентство Недвижимости“ на решение от 24.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской
Республики по делу N А20-2284/2004, установил следующее.

ООО “Нальчикское Инвестиционное Агентство Недвижимости“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования ИМНС России по Урванскому району (далее - налоговая инспекция) от 12.04.2004 N 1705 об уплате 28876 рублей налога на рекламу и 140 рублей 21 копейки пени и просило признать незаконными действия налоговой инспекции по направлению указанного требования обществу.

Определением от 30.06.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИМНС России по г. Нальчику.

Решением от 24.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2004, обществу отказано в удовлетворении заявления.

Судебные акты мотивированы тем, что требование об уплате налога направлено на основании собственного расчета общества, общество должно возместить незаконно полученные от рекламодателей суммы налога на рекламу и отсутствие нормативного акта, устанавливающего налог на рекламу, не освобождает общество от исполнения данной обязанности.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, считая их незаконными и необоснованными.

По мнению заявителя, оспариваемое требование налоговой инспекции не соответствует нормам статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Налог, требование об уплате которого оспаривается, не установлен в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО “НИАН“ осуществляло
деятельность по изготовлению и размещению рекламы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

24 марта 2004 года общество представило в налоговую инспекцию расчет по налогу на рекламу за 4 квартал 2003 года с указанием суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, в размере 28876 рублей.

В подтверждение расчета заявитель представил счета-фактуры, в которых отдельной строкой выделен налог на рекламу в размере 5%.

На основании расчета налоговая инспекция выставила обществу требование об уплате налога от 12.04.2004 N 1705, в том числе 28876 рублей недоимки и 140 рублей 21 копейки пени.

Согласно пунктам 1, 4 статье 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налог на рекламу относится к местным налогам, устанавливаемым решением районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. Налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе.

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Удержание в соответствии с пунктом 3 названной статьи производится из средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщикам. Рекламные агентства являются получателями средств от рекламодателей, что не позволяет отнести их к налоговым агентам.

Таким образом, общество не является плательщиком налога на рекламу в Урванском районе в связи с отсутствием полномочий налогового агента.

Вывод суда о наличии у общества обязанности по уплате в бюджет полученных от заказчиков-рекламодателей сумм налога на рекламу является недостаточно обоснованным.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд принял во внимание нормы Положения о порядке исчисления и уплаты
налога на рекламу, утвержденного решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 16.09.97 “О местных налогах и сборах“, согласно которому уплата налога на рекламу производится через средства массовой информации и рекламные агентства, осуществляющие работы по рекламе по заявкам владельцев этой рекламной продукции, поскольку на учете в ИМНС России по г. Нальчику состоит два филиала общества и часть рекламной продукции размещена на территории г. Нальчика.

Вместе с тем, не являясь рекламодателем и налоговым агентом, общество не является плательщиком налога на рекламу.

Однако суд не исследовал платежные документы, подтверждающие факт получения обществом налога на рекламу по счетам-фактурам, имеющимся в материалах дела.

Если общество получило от рекламодателей налог на рекламу, то оно обязано данный налог перечислить в бюджет; если данный налог указан в счетах-фактурах, но общество фактически суммы налога от рекламодателей не получило, то оснований для уплаты налога на рекламу у общества не имеется.

Учитывая, что суд вынес судебные акты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим значение для дела, решение и постановлением апелляционной инстанции следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

При новом рассмотрении суду следует истребовать у общества платежные документы рекламодателей и установить сумму налога на рекламу, фактически полученную обществом.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2004 Арбитражного суда
Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-2284/2004 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.