Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2005 N Ф08-6417/2004-2452А Содержащие недостоверные сведения счета-фактуры не могут являться основанием для принятия НДС к вычету, так как не соответствуют требованиям статьи “Счет-фактура“ Налогового кодекса Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 января 2005 года Дело N Ф08-6417/2004-2452А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Реликскоменс“, представителя от заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Элиста, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Элиста на решение от 02.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2004 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1773/2003-5/161, установил следующее.

ООО “Реликскоменс“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по г. Элиста (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 06.10.2003 N 307 в части привлечения к ответственности по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 343905 рублей 62 копеек, доначисления НДС - 3439056 рублей 24 копеек, начисления пени - 1917824 рубля и уменьшения на исчисленном в завышенных размерах НДС, подлежащих возмещению из бюджета, в общей сумме 11345055 рублей 28 копеек.

Решением суда от 02.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2004, требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что актом выездной налоговой проверки не зафиксировано нарушений оформления счетов-фактур и порядка применения вычетов. Невозможность проведения встречных проверок поставщиков не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебные акты отменить и в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы налоговая инспекция указывает, что суммы налога, уплаченные поставщикам - ООО “Аксель“, ООО “Дамиалис“, ООО “Линкнайт“, ООО “Кубаньагропрод“, ЗАО “Торговый дом “ВГДЗ“, не поступили в бюджет. Кроме того, материалами дела подтверждается недобросовестность налогоплательщика при исполнении налоговой обязанности.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен, в заседании суда кассационной инстанции представитель общества просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, полагая, что они законны и обоснованны.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 31.05.2000 по 01.01.2003 налоговой инспекцией составлен акт от 15.09.2003
N 10-16/1411.

Актом зафиксирована неполная уплата налога на добавленную стоимость. По поставщикам ООО “Аксель“, ООО “Линкнайт“, ООО “Дамиалис“, ООО “Кубаньагропрод“, ЗАО “Торговый дом “ВГДЗ“ встречную проверку провести не удалось.

Решением от 06.10.2003 N 307 общество привлечено к ответственности и доначислен НДС - 3439056 рублей 24 копейки, начислена пеня - 1917824 рубля и уменьшены на исчисленные в завышенных размерах суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, в общей сумме 11345055 рублей 28 копеек. Решение мотивировано тем, что по поставщикам общества - ООО “Аксель“, ООО “Линкнайт“, ООО “Дамиалис“, ООО “Кубаньагропрод“, ЗАО “Торговый дом “ВГДЗ“ не получены положительные ответы о возмещении НДС.

Из материалов дела следует, что общество в проверяемом периоде осуществляло оптовую торговлю продукцией сельскохозяйственного назначения, приобретенной на внутреннем рынке.

Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок применения налоговых вычетов. Пунктом 1 этой статьи установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Суд сделал не основанный на материалах дела вывод о соответствии счетов-фактур и платежных поручений требованиям законодательства, поскольку счета-фактуры и платежные документы, подтверждающие оплату продукции, в материалах дела отсутствуют.

Судом не учтено, что пунктом 1 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Содержащие недостоверные сведения счета-фактуры не могут являться основанием
для принятия НДС к вычету, так как не соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Факт оплаты обществом продукции и, соответственно, НДС судом не проверялся, хотя из описи передаваемых документов (т. 1, л.д. 77) видно, что пять папок с документами касались актов приема векселей, порядок и форма оплаты продукции обществом в судебных актах не отражен. Правовую оценку этим документам судебные инстанции не давали.

Таким образом, нельзя считать вывод суда о полной уплате обществом НДС своим продавцам при приобретении продукции для последующей ее перепродажи обоснованным и соответствующим обстоятельствам дела.

Кроме того, не учтен довод налоговой инспекции о том, что общество является недобросовестным налогоплательщиком.

При таких обстоятельствах решение от 02.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2004 не могут считаться законными и обоснованными, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и предложить обществу представить счета-фактуры, платежные поручения и иные документы, подтверждающие оплату товара и доказательства оприходования товара, а налоговой инспекции - представить доказательства недобросовестности общества, дать надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам и с учетом требований налогового законодательства принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2004 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1773/2003-5/161 отменить и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.