Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2005 N Ф08-6302/2004-2403А Общество, являясь естественным монополистом, необоснованно включило предприятие-потребителя в перечень предприятий, расчет стоимости электроэнергии для которых должен производиться по тарифам среднего напряжения, а потому решение и предписание антимонопольного органа законны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 января 2005 года Дело N Ф08-6302/2004-2403А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества “Карачаево-Черкесскэнерго“, в отсутствие заинтересованного лица - Карачаево-Черкесского территориального управления Министерства антимонопольной политики Российской Федерации, третьих лиц - Региональной энергетической комиссии Карачаево-Черкесской Республики и Государственного унитарного предприятия Усть-Джегутинского управления эксплуатации группового водопровода, надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Карачаево-Черкесскэнерго“ на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.08.2004 по делу N А25-1703/2003-8, установил следующее.

Открытое акционерное общество “Карачаево-Черкесскэнерго“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд
с заявлением к Карачаево-Черкесскому территориальному управлению Министерства антимонопольной политики Российской Федерации (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным его решения от 17.09.2003 и признании недействительным его предписания от 18.09.2003.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Региональная энергетическая комиссия Карачаево-Черкесской Республики (далее - РЭК КЧР) и Государственное унитарное предприятие Усть-Джегутинское управление эксплуатации группового водопровода (далее - ГУП “УДУЭГВ“).

Решением суда от 17.12.2003 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество, являясь естественным монополистом, необоснованно установило повышенные тарифы за пользование электроэнергией для ГУП “УДУЭГВ“, нарушив при этом статью 5 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 года N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.03.2004 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не исследованы нарушения процедуры вынесения оспариваемого предписания, противоречия между пунктами 50 Методических указаний и 26 Основ ценообразования.

При новом рассмотрении дела решением от 31.08.2004 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество, являясь естественным монополистом, необоснованно включило ГУП “УДУЭГВ“ в перечень предприятий, расчет стоимости эл. энергии для которых должен производиться по тарифам среднего напряжения, ГУП “УДУЭГВ“ с 01.01.2004 отнесено к потребителям электроэнергии по высокому напряжению.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 31.08.2004, ссылаясь на то, что с 01.09.2002 по 20.04.2003 действовали тарифы, утвержденные постановлением РЭК КЧР от 10.08.2002 N 10, общество отнесено к потребителям на среднем напряжении, которое действовало до 20.04.2003. После данной даты действует постановление от 21.04.2003 N 20, которым общество также отнесено к потребителям на среднем напряжении.

Отзывы
на кассационную жалобу не представлены.

В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом между обществом и ГУП “УДУЭГВ“ заключен договор электроснабжения от 04.01.2003. К договору приложены акты разграничения границ балансовой принадлежности электроустановок.

На основании постановления РЭК КЧР от 21.04.2003 N 20 и по представленным документам общества ГУП “УДУЭГВ“ отнесено к потребителям электроэнергии по среднему напряжению.

Антимонопольный орган на основании решения от 17.09.2003 выдал обществу предписание от 18.09.2003 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Согласно предписанию общество в срок до 03.10.2003 обязано включить ГУП “УДУЭГВ“ в группу потребителей электроэнергии по высокому напряжению; произвести перерасчет за потребленную электроэнергию ГУП “УДУЭГВ“ по тарифам для потребителей электроэнергии по высокому напряжению в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Постановлением ФЭК России от 31.07.2002 N 49-э/8.

Общество обжаловало данные решение и предписание в судебном порядке.

В заявлении общество указывает, что перевод в соответствующий класс потребителей может быть произведен только при очередном регулировании тарифов на электроэнергию и по истечении срока действия постановления РЭК от 21.04.2003 N 20; что финансовых потерь ГУП “УДУЭГВ“ не понесло.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов
других хозяйствующих субъектов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческим организациям независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.

В соответствии со статьей 12 Закона полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ, наделяются региональные энергетические комиссии.

Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования на электрическую энергию на территории Российской Федерации, а региональные энергетические комиссии, исходя из этих основ ценообразования, осуществляют регулирование тарифов на электрическую энергию всем потребителям, расположенным на территории соответствующих субъектов Российской Федерации (статья 5 указанного Федерального закона).

Во исполнение Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 02.04.2002 N 226 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии“, которым утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

Согласно пунктам 25, 26 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (мощность) дифференцируются по группам потребителей (покупателей) исходя из:

1) объемов потребления (покупки) электрической и тепловой энергии;

2) режима использования потребителями электрической мощности;

3) категории надежности энергоснабжения. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает критерии формирования групп потребителей (покупателей) и методические указания, определяющие особенности расчета тарифов (цен) для указанных групп.

Размер платы за услуги по передаче электрической энергии
дифференцируется по уровням напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети и по величине присоединенной мощности. Дифференциация платы за услуги по передаче электрической энергии производится в едином порядке для всех потребителей (покупателей).

В соответствии с пунктом 3 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации в качестве расчетного периода регулирования тарифов (цен) принимается один год, за исключением случаев:

изменения тарифов (цен) по одному из оснований, перечисленных в пункте 4 и подпункте 2 пункта 5 настоящих Правил;

применения регулирующим органом метода индексации регулируемых тарифов (цен) либо метода привязки регулируемых тарифов (цен) к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке.

Период регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую организациям, финансируемым за счет средств бюджетов соответствующих уровней, не может составлять менее одного года.

При заключении прямых договоров купли-продажи (поставки) электрической и тепловой энергии регулирующие органы могут в соответствии со своей компетенцией и с согласия организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и потребителей (покупателей) электрической энергии устанавливать тарифы (цены) на электрическую энергию и услуги по ее передаче со сроком действия два и более лет.

Если регулирующими органами установлены предельные тарифы (цены), то при расчетах за реализуемую продукцию (услуги) могут применяться свободные (договорные) тарифы (цены) в рамках установленных предельных тарифов (цен).

На основании пункта 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает обязательные для применения всеми регулирующими органами методические указания по вопросам расчета (формирования) регулируемых тарифов (цен), перечисленных в пункте 4 настоящего документа.

Так, согласно пункту 16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую)
энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Постановлением ФЭК России от 31.07.2002 N 49-э/8 определены следующие группы потребителей электрической энергии: 1. Базовые потребители; 2. Бюджетные потребители; 3. Население; 4. Прочие потребители с дифференциацией по трем уровням напряжения: высокое, среднее и низкое.

В соответствии с пунктами 49, 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке размер платы за услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по трем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации:

на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше;

на среднем напряжении: (СН) 35 - 1 кВ;

на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ.

Если граница раздела балансовой принадлежности сетей рассматриваемой организации и сетей потребителя (покупателя, другой ЭСО) находится на шинах центра питания (подстанции), за уровень напряжения для расчета тарифа за услуги по передаче электрической энергии принимается значение первичного напряжения данного центра питания, независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические потребители (покупатели, другая ЭСО).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что кабель ГУП “УДУЭГВ“ подключен к выключателю подстанции “Головной“ с напряжением 110/6 кВ и, следовательно, относится к высокому напряжению. Кроме того, обоснованность принятого МАП предписания подтверждается тем, что после истечения срока действия постановления РЭК от 21.04.2003 N 20 ГУП “УДУЭГВ“ было отнесено к потребителям высокого напряжения, несмотря на то, что технические условия подключения не изменились.

Кроме того, из материалов дела следует, что у общества РЭК КЧР неоднократно запрашивались документы, касающиеся классификации потребителей по видам напряжения. Однако указанное требование обществом не
выполнено.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о наличии факта нарушения обществом антимонопольного законодательства и законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.

Кассационная инстанция считает выводы суда соответствующими обстоятельствам дела, основания для их переоценки отсутствуют.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по рассмотрению кассационной жалобы относятся на общество. Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.08.2004 по делу N А25-1703/2003-8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.