Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2005 по делу N А60-13205/2005-С9 Поскольку оспариваемый протокол заседания конкурсной комиссии по проведению лесных конкурсов принят в соответствии с действующим законодательством, каких-либо нарушений при его принятии не установлено, а также не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 29 ноября 2005 г. Дело N А60-13205/2005-С9“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.Н. Присухиной, судей Г.Н. Подгорновой, Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Высоцкой Е.В., при участии: от заявителя - Бортникова А.А., предпринимателя, пасп. 65 03 N 903455 от 05.02.2003, Безбородова А.П., пред., по дов. 66АА921966 от 18.05.2005, Бабановой Ю.В., юриста, дов. от 23.11.2005; от заинтересованного лица - Пузанова Ю.И., нач. отд., дов. N 7 от 25.04.2005, Булгаковой В.В., вед. спец., дов. N 8 от 25.04.2005, ИП Балакин С.М. и ИП Камень М.Н. о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим
образом, не явились, телефонограммой от 18.11.2005 ИП Балакин С.М. уведомил суд о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и просит рассмотреть ее в свое отсутствие,

рассмотрел 29.11.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.07.2005 (судья Морозова Г.В.) по делу N А60-13205/2005-С9 по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к Агентству лесного хозяйства по Свердловской области, 3-и лица: индивидуальный предприниматель Балакин Сергей Максимович, индивидуальный предприниматель Камень Михаил Николаевич, о признании недействительным протокола.

Индивидуальный предприниматель Бортников Алексей Алексеевич обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным протокола N 405 (итоговый) заседания конкурсной комиссии по проведению лесных конкурсов Агентства лесного хозяйства по Свердловской области от 15.04.2005 по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, привлечены ИП Балакин Сергей Михайлович и ИП Камень Михаил Николаевич.

Решением от 27.07.2005 в удовлетворении требований ИП Бортникова А.А. отказано.

Законность и обоснованность вынесенного решения проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Ф.И.О. который с решением не согласен, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Обжалуя решение, предприниматель указывает на нарушение его прав и законных интересов оспариваемым протоколом, поскольку нарушен порядок проведения конкурса - нарушены порядок и срок изменения условий конкурса, при этом данный порядок на момент проведения конкурса был разработан Министерством природных ресурсов.

Также заявитель обращает внимание на незаконный состав комиссии и на нарушение конфиденциальности.

Заинтересованное лицо указывает на проведение конкурса
и принятие обжалуемого протокола в пределах компетенции и полномочий. Кроме того, указывает на то, что оспариваемым протоколом не нарушаются права и законные интересы заявителя, т.к. все участники конкурса были поставлены в равные условия, при этом изменение условий произошло только в части системы оценки конкурсантов.

Материалами дела установлено:

конкурсной комиссией, утвержденной приказом Агентства лесного хозяйства по Свердловской области от 19.01.2005 N 8, 15.04.2005 проведено заседание по определению победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда Ирбитского лесхоза, расположенного в Ницинском лесничестве, участником которого являлся и ИП Бортников Алексей Алексеевич.

В соответствии с итоговым протоколом N 405 победителем лесного конкурса признан Балакин Сергей Максимович, набравший наибольшее количество баллов (25).

ИП Балакину С.М. предоставлен в аренду сроком на 49 лет для заготовки древесины участок лесного фонда Ирбитского лесхоза площадью 5645 га.

Считая, что Агентством лесного хозяйства по Свердловской области были допущены нарушения порядка организации и проведения лесного конкурса, ИП Бортников А.А. обратился с заявлением в суд о признании вышеназванного протокола недействительным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления подлежат признанию недействительными, если они нарушают права и охраняемые законом интересы граждан или юридического лица.

Аналогичные положения закреплены в ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, основанием для признания недействительным ненормативного правового акта являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

В силу ст. 34 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, гласно с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства, в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством (абз. 3 ст. 35 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 N 370, Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая, в том числе, управление лесным хозяйством.

В соответствии с п. 2 данного Положения МПР России осуществляет координацию и контроль деятельности, в том числе, находящегося в его ведении Федерального агентства лесного хозяйства.

В установленной сфере деятельности МПР России определяет порядок организации и проведения лесных конкурсов и аукционов.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 2 от 17.01.2005 “Об обеспечении государственного управления в сфере лесного хозяйства“, принятым в целях реализации Федерального закона от 29.12.2004 N
199-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований“, на агентства лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации возложено осуществление функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства согласно приложенному Перечню функций, где в п. 8 предусмотрена организация и проведение лесных конкурсов в пределах компетенции, определенной в соответствии со ст. 46 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе утверждение состава конкурсной комиссии и подписание протоколов о результатах лесного конкурса.

Согласно Положению о комиссии по проведению лесных конкурсов Агентства лесного хозяйства по Свердловской области, утвержденному 10.03.2005 руководителем, в п. 3 предусмотрено, что конкурсную комиссию Агентства возглавляет Председатель конкурсной комиссии, назначенный приказом руководителя Агентства. Персональный состав конкурсной комиссии: представители территориального органа федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и других заинтересованных организаций. Состав конкурсной комиссии утверждается приказом руководителя Агентства. Оперативную и текущую деятельность конкурсной комиссии обеспечивает технический секретариат.

В ходе судебного заседания апелляционной инстанцией установлено, что приказом Агентства лесного хозяйства по Свердловской области от 19.01.2005 N 8 утверждена конкурсная комиссия по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда.

С учетом изложенного суд считает, что у Агентства лесного хозяйства по Свердловской области имелись полномочия по организации и проведению лесного конкурса с подписанием протокола о его результатах, решение о проведении
конкурса также подписано надлежащим лицом, в связи с чем довод заявителя о незаконном составе комиссии отклоняется.

По существу заявленных требований апелляционной инстанцией установлено:

Агентство лесного хозяйства по Свердловской области при осуществлении полномочий по организации и проведению лесного конкурса руководствовалось действующим на период проведения конкурса Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.09.1997 N 123, которым утверждено Положение о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации, в п. 13 которого установлено, что извещение о проведении лесного конкурса должно быть сделано не менее чем за 30 дней до его проведения, при этом должно содержать, в том числе, условия передачи участка лесного фонда в аренду, а также последний срок (с указанием дня и часа) приема конкурсной комиссией предложений от претендентов.

Претенденты, желающие участвовать в конкурсе на право аренды участка лесного фонда, представляют в секретариат конкурсной комиссии заявки (конкурсные предложения) на участие в конкурсе, оформленные в соответствии с инструкцией и содержащие все необходимые сведения и документы, перечисленные в анкете-вопроснике. К конкурсному предложению прилагается банковская гарантия или документ, подтверждающий внесение участником лесного конкурса задатка, сумма которого устанавливается конкурсной комиссией (п. 19 Положения).

Агентством лесного хозяйства по Свердловской области в средствах массовой информации в газете “Восход“ 07.03.2005 опубликовано извещение о проведении открытого лесного конкурса на право аренды лесного фонда Ирбитского лесхоза 15.04.2005 в 10 час. Последний срок приема конкурсных предложений от претендентов установлен 11.04.2005 15 час. Для передачи в аренду земельного участка площадью 5645 га комиссия по проведению лесного конкурса выдвинула требования, изложенные в извещении о проведении лесного конкурса, и предоставила их участникам конкурса,
в том числе ИП Бортникову А.А., что соответствует п. 13 раздела 4 вышеуказанного Положения.

05.04.2005 Агентство лесного хозяйства по Свердловской области ознакомило участников конкурса с критериями определения победителя лесного конкурса.

Обжалуя протокол, предприниматель считает, что требования (условия) проведения конкурса заинтересованным лицом были изменены и направлены в его адрес с нарушением срока.

Однако, как следует из указанного документа, условия передачи участка лесного фонда не изменились, полностью соответствуют требованиям, изложенным в извещении о проведении лесного конкурса. Указанные изменения касались только введения балловой системы оценки участников конкурса. Кроме того, данные критерии были заблаговременно вручены заявителю.

Согласно п. 23, 24 Положения о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда РФ, конкурсные предложения принимаются только в опечатанных двойных конвертах. На внешнем конверте указываются только наименование и адрес организатора лесного конкурса. На внутреннем, кроме того, наименование и адрес отправителя. Во внешнем конверте содержатся сопроводительное письмо с приложением банковской гарантии или документа, подтверждающего внесение участником лесного конкурса задатка. Во внутреннем конверте - конкурсное предложение.

Конкурсные предложения направляются в конкурсную комиссию заказным письмом или сдаются под расписку секретариату конкурсной комиссии, который хранит их в специальном сейфе. Внешний конверт регистрируется конкурсной комиссией с указанием даты и времени получения.

Из протокола лесного конкурса N 405 от 15.04.2005 видно, что со времени открытия лесного конкурса в комиссию поступило 3 пакета конкурсных предложений. Конверты не повреждены и не вскрыты. При вскрытии председательствующим конверта N 1, представленным ИП Бортниковым А.А., в составе других документов было обнаружено, в том числе, конкурсное предложение.

Таким образом, ссылка заявителя жалобы на проведение лесного конкурса с нарушением конфиденциальности, выразившемся в том,
что конверт с конкурсным предложением не был опечатан, конверт не был сдан лично секретарю, а передан через третьих лиц, конверт хранился не в сейфе и при вскрытии конверта в нем не было обнаружено конкурсное предложение, не подтверждено документально, опровергается самим протоколом, при этом конверт с конкурсным предложением должен быть опечатан лично участником лесного конкурса.

Поскольку из имеющихся в материалах дела доказательств видно, что извещение о проведении конкурса было опубликовано в газете “Восход“ за 07.03.2005, в указанном извещении содержатся все необходимые сведения для проведения конкурса, конкурсная документация своевременно разослана лицам, готовым участвовать в лесном конкурсе, претендентами, желающими участвовать в конкурсе на право аренды участка лесного фонда представлены заявки (конкурсные предложения) на участие в конкурсе, оценка поступивших конкурсных предложений, выявление победителей конкурса произведены на равных условиях с соблюдением конфиденциальности, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что отсутствовали нарушения при проведении конкурса.

Учитывая, что оспариваемый протокол принят в соответствии с действующим законодательством, каких-либо нарушений при его принятии не установлено, а также не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного решение суда первой инстанции соответствует конкретным материалам дела, действующему законодательству и отмене не подлежит.

При подаче апелляционной жалобы ИП Бортниковым А.А. оплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей по квитанции от 25.08.2005.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина составляет 50% от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

При этом государственная пошлина по апелляционной жалобе,
поданной физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, по делам о признании ненормативного правового акта недействительным, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, согласно информационному письму Президиума ВАС РФ N 91 от 25.05.2005 уплачивается в сумме 50 рублей, в связи с чем государственная пошлина в размере 950 рублей подлежит возврату заявителю - ИП Бортникову А.А.

Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.07.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Ф.И.О. из федерального бюджета госпошлину в сумме 950 руб. как излишне уплаченную по квитанции от 25.08.2005.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ПРИСУХИНА Н.Н.

Судьи

ПОДГОРНОВА Г.Н.

ГНЕЗДИЛОВА Н.В.