Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2005 по делу N А60-22244/05-С4 Истцом не получено из федерального бюджета возмещения расходов, понесенных в результате предоставления ветеранам пятидесятипроцентной льготы по абонентской плате за телефон, поэтому исковые требования о взыскании задолженности с ответчиков по компенсации льгот по оплате услуг телефонной связи судом удовлетворены.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 ноября 2005 г. Дело N А60-22244/05-С4объявлена резолютивная частьизготовлено в полном объеме“18 ноября 2005 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Кузнецовой В.Л. при ведении протокола судебного заседания судьей Кузнецовой В.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью “Ирбитский мотоциклетный завод“ к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной защиты населения по г. Ирбиту и Ирбитскому району, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Свердловской области о взыскании 69420 руб. 00 коп.,

при участии в судебном заседании: от истца - Каюкина О.А., дов. N 11 от 28.03.2005, паспорт; от
ответчиков - Министерство финансов Российской Федерации - Нежданова С.Н., дов. N 24 от 18.11.2005, паспорт, Кочергина Ю.М., дов. от 27.01.2005, от УФК по Свердловской области - Кочергина Ю.М., дов. от 19.01.2005, от ОФК по г. Ирбиту - заявление о рассмотрении дела без его участия,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Управления социальной защиты и Отделения Федерального казначейства 69420 руб. 00 коп., составляющих задолженность по компенсации льгот по оплате услуг телефонной связи, предоставленных истцом в 2004 г. на основании Федерального закона “О ветеранах“. Кроме того, истец просил взыскать с Управления социальной защиты и Отделения Федерального казначейства проценты за пользование чужими денежными средствами. В качестве правового основания заявленных требований истец ссылается на ст. 16, 309, 314, 395, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В предварительном судебном заседании истец отказался от требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Частичный отказ истца от иска судом принят, поскольку не противоречит закону и не нарушает интересы других лиц (ч. 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Производство по делу в указанной части подлежит прекращению по п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в предварительном судебном заседании истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Управления социальной защиты задолженность 69420 руб. 00 коп. и обязать Отделение управления Федерального казначейства произвести данную оплату.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

Определением от 02.09.2005 с согласия истца суд привлек к рассмотрению дела в качестве ответчика Министерство финансовой Российской Федерации, также, поскольку Отделение Федерального казначейства является структурным подразделением и самостоятельно ответчиком выступать не
может, суд привлек в качестве ответчика Управление Федерального казначейства Свердловской области.

В судебном заседании, состоявшемся 18.11.2005, истец вносит уточнил требования и просит взыскать солидарно с Министерства финансов Российской Федерации и Управления социальной защиты задолженность в размере 69420 руб. 00 коп., пояснив, что финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета через Управление социальной защиты. Оплата должна быть произведена через Управление Федерального казначейства по Свердловской области.

Суд принял к рассмотрению измененные исковые требования.

Ответчики - Министерство финансов Российской Федерации и Управление федерального казначейства - иск не признали. По их мнению, обязательство по компенсации льгот возникло из договора между истцом и Управлением социальной защиты, а потому они не должны возмещать истцу расходы на льготы.

В судебном заседании, состоявшемся 18.11.2005, представители Министерства финансов Российской Федерации и Управления федерального казначейства, пояснили, что денежные средства для компенсации льгот Министерством финансов были выделены в достаточном количестве, но они не были полностью израсходованы распорядителем бюджетных средств по данной статье расхода Министерством труда и социального развития Российской Федерации, которое в настоящее время находится в процедуре ликвидации. Неизрасходованные денежные средства в конце года возвращены в федеральный бюджет.

Ответчик - Управление социальной защиты - иск не признал. В судебном заседании 18.11.2005 представитель пояснил, что за период августа по декабрь 2004 г. истец ежемесячно предоставлял списки льготников с указанием сумм оказанных льгот. Списки управлением приняты, возражений по лицам (льготникам) и суммам оказанных услуг нет. Льготы не компенсированы в размере 69420 руб. 00 коп. по причине недостаточного финансирования, компенсация льгот произведена в пределах выделенного бюджетного финансирования. Счета-фактуры за август - декабрь 2004 г. истцом в Управление социальной защиты не
передавались, так как согласно существовавшему порядку счета-фактуры выставлялись только тогда, когда бухгалтер управления по телефону сообщала истцу о поступлении денежных средств из бюджета. И поскольку в августе - сентябре 2004 г. финансирования не поступало, счета истцом нам не выставлялись.

Как следует из материалов дела, истец в 2004 г. на основании соответствующих договоров оказывал услуги местной телефонной связи ветеранам, проживающим в г. Ирбите Свердловской области.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О ветеранах“ ветеранам установлены льготы по оплате абонентской платы за телефон в размере 50%.

Статья 30 Федерального закона “О связи“ и ч. 1 ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“, а также разработанные в 2000 г. Правила возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80), устанавливают, что расходы на реализацию льгот ветеранам и инвалидам возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Согласно Правилам, обязанность по распределению по субъектам Российской Федерации средств, поступающих из федерального бюджета на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, а также функции контроля за целевым использованием бюджетных средств возложены на Министерство труда и социального развития Российской Федерации. На основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, Министерство, являясь главным распорядителем бюджетных средств, принимает решение о распределении ассигнований в пределах предусмотренных бюджетных средств по субъектам Российской Федерации, получателем которых в субъектах Российской Федерации являются органы защиты населения субъектов Российской Федерации (пункт 3).

Орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации обязан ежемесячно проводить с операторами связи сверку списков ветеранов и инвалидов,
являющихся абонентами соответствующих операторов связи, по результатам которой составляется акт, подтверждающий объем оказанных услуг связи и сумму, подлежащую компенсации. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисления денежных средств операторам связи (пункт 5).

Истцом в 2004 году вышеуказанные льготы по оплате услуг связи были предоставлены соответствующим категориям граждан, то есть истец, взимая плату за услуги связи с граждан (ветеранов), обладающих правом данную льготу, предоставлял установленную 50% скидку.

Факт оказания истцом в указанный период услуг связи и количество льготников, получивших услугу, подтверждаются материалами дела, в том числе соответствующими списками льготников, актом об оказанных услугах по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ с 01.01.2004 по 31.12.2004, справкой Управления социальной защиты от 04.09.2005 N 1261, статистическим отчетом об обязательных выплатах, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, на 01.01.2005.

Сумма льгот, предоставленных истцом в 2004 г., составила 144780 руб. 00 коп., в том числе в период с августа по декабрь 2004 года - 69420 руб. 50 коп.

Соответствующие сведения о предоставленных льготах предоставлялись истцом в Управление социальной защиты населения, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела документы: заявки и акт об оказанных услугах.

Бюджетные заявки и расчеты по услугам связи, оказанным в спорный период, оформлялись и направлялись Управлением социальной защиты населения в адрес Министерства социальной защиты населения Свердловской области, а последним, соответственно, главному распорядителю бюджетных средств, выделявшихся из федерального бюджета Российской Федерации в целях финансирования расходов на реализацию льгот по Федеральному закону “О ветеранах“, Министерству труда и социальной развития Российской
Федерации.

Однако на основании представленных сведений расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот в 2004 году, компенсированы истцу лишь частично за период с января по июль 2004 г. в размере 75360 руб. 00 коп.

Сумма невозмещенных расходов в связи с предоставлением льгот в период с августа 2004 г. по декабрь 2004 г. составляет 69420 руб. 50 коп., что не оспаривается ответчиками.

В целях возмещения расходов по предоставлению льгот ветеранам между истцом и Управлением социальной защиты населения заключен договор N 4-В126/5пр от 03.01.2002 на срок до 31.12.2002. В соответствии с названным договором стороны предусмотрели порядок и процедуру возмещения выпадающих доходов истца за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета.

Дополнительным соглашением от 04.01.2003 срок действия договора продлен сторонами до 31.12.2003, при этом стороны предусмотрели, что действие договора продлевается на каждый последующий год, если ни одна из сторон не аннулирует договор за 30 дней до окончания срока договора.

Поскольку в силу закона финансирование данных льгот осуществляется за счет федерального бюджета, то Управление социальной защиты населения компенсировало истцу предоставленные льготы исключительно в пределах денежных средств, полученных из федерального бюджета.

В связи с тем, что Управление социальной защиты населения не получило из федерального бюджета денежные средства на компенсацию льгот в необходимом размере, то расходы истца в сумме 69420 руб. 00 коп. остались не возмещенными.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Истец, предоставив ветеранам соответствующие льготы, приобрел право на возмещение своих расходов из федерального бюджета. Истцом не
получено из федерального бюджета возмещения расходов, понесенных в результате предоставления ветеранам 50% льготы по абонентской плате за телефон с августа 2004 г. по декабрь 2004 г.

С учетом изложенного требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению с Министерства финансов Российской Федерации и Управления социальной защиты подлежит взысканию 69420 руб. 50 коп., с учетом того, что Министерством финансов в судебном заседании признано то обстоятельство, что неизрасходованные денежные средства, выделенные из федерального бюджета 2004 г. на компенсацию льгот, возвращены в бюджет, а Министерство труда и социальной развития Российской Федерации находится в стадии ликвидации (ст. 1069, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оснований для удовлетворения исковых требований к Управлению Федерального казначейства суд не усматривает, поскольку данный орган не уполномочен самостоятельно распоряжаться средствами казны Российской Федерации.

При принятии искового заявления к производству судом истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, то государственная пошлина относится на ответчиков, которые в силу Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины по данной категории арбитражных дел.

Руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать солидарно с Министерства финансов Российской Федерации и Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной защиты населения по г. Ирбиту и Ирбитскому району в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Ирбитский мотоциклетный завод“ 69420 руб. 00 коп.

В удовлетворении исковых требований к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области отказать.

Прекратить производство по делу в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со
дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятие постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

КУЗНЕЦОВА В.Л.